Сибирские Огни № 010 - 1991
носов и народов, соотносимые с биосферными ритмами и космопла нетарными процессами. В этом отношении западно-европейский ис следователь выявил круг естественно-природных и социокультур ных явлений, который нашел отражение в философско-культуроло гическом учении нашего соотечественника М. Бахтина еще в 1920— 30-е годы. Прежде всего речь идет о концепциях встречи Я и Дру гого; народной культуры и динамики ее, определяемой пульсацией гротескного тела коллектива (популяции). Эти философско-куль турологические религиоведческие результаты, ныне признанные классическими, требуют дальнейшего развития. К ним необходимо не меньшее, а возможно и большее внимание, нежели к более позд ним, картезианским по направленности, работам в духе структура листского «модернизма». Подчеркнем значение еще одной очень перспективной идеи. Подходы к ней в той или иной степени могут быть усмотрены в культурных традициях индо-тибетского региона, вероятно, еще в философии упанишад, уже два столетия оказывающей воздействие на европейскую философию, культурологию и художественное творчество. Представлена эта идея и в творчестве Н. К. Рериха. Мы формулируем эту идею, опираясь как на духовно-культурные результаты, так и на собственно биофизические и космоантропо- экологические представления. Она заключается в утверждении о том, что на планете Земля должна произойти новая космическая встреча разумной формы живого вещества (в лице человека) с иными разумными формами, имеющими облик космических явле ний. Этому соответствует глубокая мысль в древнеиндийских Ве дах о вхождении человека в итоге духовного подвига, основанно го на психофизическом усилии, в «золотую крепость» Абсолюта Брахмана, сочетающуюся с «атманским чудом», с «атманизацией» сознания. Необходимо осознать значение космологической сущности чело века, ее фундаментального значения в его жизнедеятельности, есте ственно-природной и социокультурной эволюции. Из этого пред ставления и гипотезы о встрече человека с космическими формами разумной жизни вытекает и соображение о человеке как части эволюции универсума, осознание им своего места и своей ограни ченности в космическом потоке становления. Входя в организован ность биосферы и живого вещества, осуществляя здесь социально природную и духовно-культурную деятельность, человек наряду с вербально-семантическими образованиями реализует и полевые, голографические структуры жизнедеятельности. Последние знаме нуют космическую «встречу» с иными разумными формами жизни на планете Земля. В этих образованиях, соответствующих им ме ханизмах необходимо видеть развитие научной мысли как планет ного явления. В настоящее время, соответственно возрождению глубочайших интуиций философии всеединства и оправдания Добра, формули руются идеи Высокого и Человеческого соприкосновения. Идеи ин форматизации общества в составе Высокого соприкосновения яв ляются важным, но вторичным моментом. Первично именно сопри косновение с тысячелетней духовно-академической традицией Рос сии, которую в известной мере завершил Владимир Соловьев, от крыв одновременно этап современного философского и научного развития отечественной мысли. Основываясь на идеях о Высоком соприкосновении, которые от вечают уже сформулированным идеям о ноосферогенезе, вхожде нии в ноосферу или же в пневмосферу, можно сказать, что челове-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2