Сибирские Огни № 010 - 1991
Многие эмпирические знания и процедуры становятся предме том серьезного научного анализа. Если ранее наука игнорировала значимость, например, многовековой мистической традиции Европы, уходящей корнями в антропоэкологический опыт таких древних на родов, как кельты, германцы и т. д., то ныне «вненаучное знание» вызывает самое пристальное внимание. В самое последнее время возобновляется внимание к российской мистике (она во многом была созвучна «русскому космизму»). В этой связи проявился ин терес к таким фигурам, как Г. Гюрджиев, П. Д. Успенский, Д. Л. Андреев (сын известного писателя). В этом же аспекте начинается изучение творчества поэтов «серебряного века» русской культуры: А. Белого, М. А. Врлошина, В. Хлебникова и других. Феномен «реальности невероятного» получает дополнительное подтверждение в современных биофизических исследованиях. Это связано с основной биофизической гипотезой о сосуществовании на планете различных форм живого вещества и их участии в возник новении и последующей эволюции вида Гомо сапиенс. Сочетание полевой формы жизни с внешними проявлениями культурных тра диций играло важнейшую роль в социальной жизнедеятельности человека. Этот естественноприродный процесс необходимо рассмат ривать как фундаментальную составляющую современной эволю ции человечества, в частности в связи с глобальными угрозами и экологическими катастрофами. Полностью значение этой компонен ты не осознано и все еще остается тайной. Осознание значения этой тайны необходимо при оценке эволюционно-экологических, адап тивных резервов человека, его психофизических возможностей и менталитета. Эта проблема имеет как эволюционно-экологические, так и духовно-ноосферные аспекты. Достаточно очевидно, и это осознавал уже В. И. Вернадский, что она не может быть решена только в рамках чисто научного подхода. Необходимо привлечение подходов, связанных со сферой гума нитарного знания или, как говорили в старину, со сферой наук о духе. Речь не идет об идеологизированном и стерилизованном зна нии, которое долгое время подменяло комплекс гуманитарных на ук в его собственном значении. Вместе с тем следует предостеречь и от чрезмерного увлечения такими направлениями, как семиоти ческие и структуралистические исследования. Появление этих на правлений закономерно в силу развития лингвистики, расширения сферы математических (особенно алгебраических) приложений, стремления использовать математические и лингвистические резуль таты в этнологии, теории литературы и т. д. Но естественно-науч ный и культурологический горизонты исследований при этом ока зываются редуцированными. Вряд ли можно вслед за «крестным отцом» структуралистского подхода, этнологом К. Леви-Строссом, придавать основополагающее значение в эволюции человека риту алу обмена женщинами в древних общинах. Далеко не во всех случаях удовлетворяет «алгебраистика мифов», выражающая в большей степени имманентные закономерности структуралистского описания, нежели собственную мифологическую «логику» и эволю цию мифов, сопряженную с жизнедеятельностью популяций, ре альным антропологическим опытом и космопланетарными процес сами. Значительно более предпочтительным во многих отношениях является широкий культурологический подход, который предложил известный ученый М. Элиаде. В его исследованиях, несмотря на известную внешнюю аморфность и метафоричность изложения, опи саны многие явления духовно-культурной деятельности ранних эт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2