Сибирские Огни № 010 - 1991
лога с великими религиозно-этическими традициями, в том числе с библейско-христианской традицией, где выделяется Нагорная про поведь Иисуса Христа. В этой связи, как нам представляется, необ ходимо и обращение к во многом забытым мыслям Л. Н. Толсто го, который подчеркивал значение ценностей и этических импера тивов, провозглашенных в Нагорной проповеди. Интерес к «вечным» этическим ценностям в настоящее время обострен опасностью термоядерного конфликта и последующей ги бели человеческого рода, живого вещества и биосферы. Пока мень шее внимание привлекает опасность использования психотронного оружия, а также бездумное технологическое воздействие на ближ ний и дальний космос. Таким образом, выявляются ранее недо статочно осознанные по их значимости вселенские аспекты Нагор ной проповеди. Это осознание приходит только сейчас, спустя два тысячелетия, когда сменились десятки поколений людей. И вспо минаются слова Ф. Ницше, высказанные устами Заратустры: «Мед ленны впечатления всех глубоких колодцев, долго приходится им ждать, пока они узнают, что упало в их глубину». Глубины кладе зя христианской мудрости, атакованные Ф. Ницше с позиций ате изма и императива «воли к могуществу», оказались недоступны для осмысления еще в прошлом веке. Но глубинное постижение этих заповедей на долгое время ока залось недоступным и при исповедании «воли к классовому могу ществу». Агрессивно-потребительный контекст, преследование ко рыстных и узко эгоистических целей затмили осознание единства человечества, примата всечеловеческих ценностей. Сохраняющиеся идеологизированно-атеистические подходы к решению проблем следует считать опасными для будущего человека, развития науки и культуры, особенно когда речь идет о космических масштабах реализуемых проектов. Не случайно ученые обращаются к осмыс лению вселенского значения идей креационизма. Напомним, что в настоящее время действует Институт креационных исследований (США, Калифорния, г. Сан-Диего). Один из результатов проводи мых здесь исследований выразился в появлении работы Г. Морри са «Сотворение мира: научный подход». — Сан-Диего, 1981. Ана логичные исследования проводятся в трансперсональной психоло гии (с привлечением данных, относящихся к восточным мистиче ским традициям). Осуществляются такого рода исследования и в Академии наук Ватикана, но уже на более строгой ортодоксально христианской основе. Эти исследовательские результаты могут быть интересным об разом сопоставлены с общенаучными, биофизическими направле ниями современного познания. В этих направлениях отражается всеединство космоса, жизни, наконец воплощенного в человеке ра зума. Все это уже в некотором архаизированном виде проявлялось и накапливалось в антропоэкологическом опыте, культурных тра дициях, нормах поведения и этических предписаниях племен, эт носов и народов в различных регионах планеты. Как сочетание традиционного, вненаучного знания и современ ных направлений в науке, выступает современная модификация европейских астрологических учений. Последняя сочетается с дан ными и диагностическими приемами клинической медицины. Од ним из энтузиастов этого подхода является советский военный врач С. А. Вронский. Недавно вышла в свет его крупная моногра фическая работа с нашим послесловием: Вронский С. А. Астроло гия: суеверие или наука? — М., 1990 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2