Сибирские Огни № 010 - 1991

бокое проникновение в полевые основы универсума и жизни, выра­ жением которого явилось «иероглифическое восприятие» символов и природного мира, было связано с даосской традицией древнего Китая (вторая половина I тысячелетия до н. э.) и характеристикой Дао как мировой сущности, которая неуловима в словесном опи­ сании или передаваема в нем лишь косвенно. На уровне семантических полей получают выражение формы разумного живого вещества, которые лишь относительно связаны с механизмами адаптации. Крупнейшие философы и естествоиспы­ татели близко подходили к пониманию таких различий и вытекаю­ щих из них противоречий. В отличие от этого, согласно догматиче­ скому подходу, долгое время насаждавшемуся в нашей стране, религия есть нечто, принадлежащее исключительно к надстройке. В предельных вариантах государственного атеизма, восходящего к доктринам французского Просвещения, религия трактовалась как обман в целях установления политического господства. Такие попытки, предпринимавшиеся два-три столетия тому назад, были достаточно закономерны, поскольку отражали опре­ деленный этап развития научного знания и порожденного им типа духовно-культурной деятельности. Однако в настоящее время, миновав полосу «взрывов» научного мышления XX столетия (со­ гласно В. И. Вернадскому и другим исследователям), мы прихо­ дим к необходимости нового синтеза. В работах В. И. Вернадско­ го отражены значительные сомнения в возможности выделить на­ учную мысль в экстрагированном, чистом виде. Он многократно подчеркивал, что научная мысль, как планетное явление, неотрыв­ на от развития таких видов духовно-культурной деятельности, как философия, религия и т. д. Вместе с тем у гениального натурали­ ста, возможно, в силу идеализации могущества научного знания (традиционный, бэконовский подход «знание — сила»), фигуриро­ вали до известной степени линейные представления о процессе пе­ рехода биосферы в ноосферу. Другой крупный ученый и религиозный мыслитель России — П. А. Флоренский — создал аналогичную (теологически интерпрети­ рованную) концепцию о переходе земного сообщества людей в пневмосферу («Столп и утверждение Истины», «У водоразделов знания» и другие работы). Уже в «Столпе...» П. А. Флоренский фактически излагает идею синтеза научных и религиозно-философ­ ских представлений. В 1920-е годы, в переписке с В. И. Вернад­ ским, П. А. Флоренский формулирует понятие о пневмосфере, вы­ ражающей аналог соловьевской (и общехристианской) идеи об итоговом моменте вселенского богочеловеческого процесса, участ­ ником которого выступает и человек, о достижении Царства Божия и преображении мира. Это понятие может быть выражено и науч­ ными методами, например идеей Д. Бома о вселенской информа­ ционной голограмме или идеей о космологическом разумном веще­ стве (наша собственная трактовка). В настоящее время осуществляются различные варианты серь­ езного, продуманного синтеза научных и теологических представле­ ний. Свидетельством этого является появление таких книг, как «русская религиозно-философская мысль. £б. статей». Питтс­ бург; Изд-во Питсбургского ун-та, 1975 г. и других аналогичных изданий. К ответственному диалогу с религиозными течениями мысли в последнее время начинают стремиться и отечественные философы и ученые. При этом, например, философ А. А. Гусейнов вообще провозглашает отказ от догматического, «доцентского» марксизма, необходимость этизации социального мышления, диа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2