Сибирские Огни № 010 - 1991
религиях (буддизм, зороастризм, христианство и т. д ). Эта дея тельность в различной степени знаменует проявления .космической жизни в земных условиях. Вторая линия связана с адаптивными действиями, сосредото ченными вокруг осуществления труда. В ходе развертывания этой линии появились первичные знаковые и экспрессивно-моторные си стемы действий и ритуалов, которые постепенно оформляются в виде языков и обширных языковых групп (наиболее яркий пример — группа индоевропейских языков). В соответствии с обсуждением второй- линии адаптации косми ческих форм жизни на поверхности планеты мы склонны характе ризовать семантические поля и языковое выражение интеллекта как вынужденную форму адаптации разумного живого вещества в данных локальных условиях. Мы полагаем, что эти представления соотносимы с общенаучной идеей о космологическом многообразии различных форм живого вещества, сочетание которых выражает единую сущность универсума. Затрагивая в связи с рассмотренными идеями некоторые аспек ты антропных принципов (сильного и слабого), можно предло жить определенные альтернативы. Мы бы сформулировали подоб ные альтернативы в виде гипотезы двух форм потоков живого ве щества (полевой и вещественной, белково-нуклеиновой). При этом живое вещество и его разумная форма выступают как важнейшие атрибуты универсума, локальной, космопланетарной среды. Обратимся теперь в более углубленном виде к проблемам тео логии и софиологии. Словесно-семантическое описание механизмов, сопутствующих культовым действиям, психофизическим состояниям и естественно-природным процессам, фигурирующим в теологии, софиологии, философии культа, во многих случаях недостаточно для понимания религиозных явлений. Речь идет о-фундаменталь ных проблемах человека и мироздания, человеческой судьбе, пред назначении человека и решающем характере свободы воли (в осу ществлении богочеловеческого процесса соответственно православ но-теологической интерпретации). Такого рода фундаментальные проблемы пронизывают и западную католическую мысль, в частно сти построения тяготеющего к ней современного философа-органи- ста А. Н. Уайтхеда. Следует, в частности, задуматься над сфор мулированной этим мыслителем проблемой о том, что в познании универсума вопрос «Как мы знаем?» имеет большее значение, не жели вопрос «Что мы знаем?» В существующем философско-научном знании представлено отра жение космологической сущности живого вещества и его разумных форм. Этот подход создает возможности для обобщенной трактов ки многих антропоэкологических проблем. Осознание космоплане тарных, антропоэкологических закономерностей играло важнейшую роль в архаических культурных традициях. С этой точки зрения могут анализироваться вопросы, относящиеся к развитию культа, соответствующих ему ритуалов, литургии, становления искусств, таких, как музыка, изобразительное искусство, архитектура и т. д. Многие элементы синтетического действа в культе, искусстве (осо бенно архитектуре и музыке) более выражали космическую, поле вую сущность жизни, нежели вербальные особенности их описа ния (языковое выражение). И в самом вербально-письменном из ложении могут быть установлены различные планы выражения, в большей или меньшей степени характеризующие полевые компо ненты. С этой точки зрения заслуживает внимания разграничение между иероглифической и линейно-алфавитной письменностью. Глу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2