Сибирские Огни № 010 - 1991

религиях (буддизм, зороастризм, христианство и т. д ). Эта дея­ тельность в различной степени знаменует проявления .космической жизни в земных условиях. Вторая линия связана с адаптивными действиями, сосредото­ ченными вокруг осуществления труда. В ходе развертывания этой линии появились первичные знаковые и экспрессивно-моторные си­ стемы действий и ритуалов, которые постепенно оформляются в виде языков и обширных языковых групп (наиболее яркий пример — группа индоевропейских языков). В соответствии с обсуждением второй- линии адаптации косми­ ческих форм жизни на поверхности планеты мы склонны характе­ ризовать семантические поля и языковое выражение интеллекта как вынужденную форму адаптации разумного живого вещества в данных локальных условиях. Мы полагаем, что эти представления соотносимы с общенаучной идеей о космологическом многообразии различных форм живого вещества, сочетание которых выражает единую сущность универсума. Затрагивая в связи с рассмотренными идеями некоторые аспек­ ты антропных принципов (сильного и слабого), можно предло­ жить определенные альтернативы. Мы бы сформулировали подоб­ ные альтернативы в виде гипотезы двух форм потоков живого ве­ щества (полевой и вещественной, белково-нуклеиновой). При этом живое вещество и его разумная форма выступают как важнейшие атрибуты универсума, локальной, космопланетарной среды. Обратимся теперь в более углубленном виде к проблемам тео­ логии и софиологии. Словесно-семантическое описание механизмов, сопутствующих культовым действиям, психофизическим состояниям и естественно-природным процессам, фигурирующим в теологии, софиологии, философии культа, во многих случаях недостаточно для понимания религиозных явлений. Речь идет о-фундаменталь­ ных проблемах человека и мироздания, человеческой судьбе, пред­ назначении человека и решающем характере свободы воли (в осу­ ществлении богочеловеческого процесса соответственно православ­ но-теологической интерпретации). Такого рода фундаментальные проблемы пронизывают и западную католическую мысль, в частно­ сти построения тяготеющего к ней современного философа-органи- ста А. Н. Уайтхеда. Следует, в частности, задуматься над сфор­ мулированной этим мыслителем проблемой о том, что в познании универсума вопрос «Как мы знаем?» имеет большее значение, не­ жели вопрос «Что мы знаем?» В существующем философско-научном знании представлено отра­ жение космологической сущности живого вещества и его разумных форм. Этот подход создает возможности для обобщенной трактов­ ки многих антропоэкологических проблем. Осознание космоплане­ тарных, антропоэкологических закономерностей играло важнейшую роль в архаических культурных традициях. С этой точки зрения могут анализироваться вопросы, относящиеся к развитию культа, соответствующих ему ритуалов, литургии, становления искусств, таких, как музыка, изобразительное искусство, архитектура и т. д. Многие элементы синтетического действа в культе, искусстве (осо­ бенно архитектуре и музыке) более выражали космическую, поле­ вую сущность жизни, нежели вербальные особенности их описа­ ния (языковое выражение). И в самом вербально-письменном из­ ложении могут быть установлены различные планы выражения, в большей или меньшей степени характеризующие полевые компо­ ненты. С этой точки зрения заслуживает внимания разграничение между иероглифической и линейно-алфавитной письменностью. Глу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2