Сибирские Огни № 010 - 1991
нётного, или, rio выражению В. И. Вернадского, ноосферного яв ления. Для начала рассмотрим каждое из перечисленных направлений со стороны его содержания. Прежде всего обратимся к содержанию современной научной мысли. Для нее наряду с анализом характерен определенный уро вень интеграции, который воплощен, например, в идее антропного принципа, устанавливающего соответствие между сущностью че ловека и универсума. Продвижение научной мысли XX столетия к этому обобщению было связано с развитием главных областей тео ретической физики в виде релятивистской теории и квантовой фи зики, с гипотезами о возможном существовании физических про цессов, осуществляющихся со сверхсветовыми скоростями, об энергоинформационной структуре времени. По поводу антропного принципа и его вариаций следует заметить, что первые его форму лировки могут быть обнаружены еще в представлениях древних эллинов, например мыслителей, принадлежащих к пифагорийской школе. Искания такого рода имели широкое распространение в России, вероятно, уже в XIX столетии, в связи с утверждением фи лософии всеединства и софиологии, а также русского космизма (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, Н. А. Бердя ев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев и многие дру гие). В научной мысли последних десятилетий лидирующие позиции в обсуждении антропного принципа занимали физики. А. Л. Зель- манов еще в середине 1950-х г. сформулировал так называемый «слабый антропный принцип». Его существо выражается как огра ничение наблюдаемого во Вселенной условиями существования на блюдателя (или носителя разума). Наряду с этим физик Б. Кар тер выдвинул «сильный антропный принцип». Согласно этому ва рианту, Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе мог существовать наблюдатель. Итак, антропные принципы мироздания предполагают наличие наблюдателя и присущих ему ограничений в понимании наблюдаемых явлений. Такой подход к антропному принципу оставляет в стороне есте ственно-природную сущность самого наблюдателя как разумной формы жизни, а также возможную роль наблюдателя как актив ной космической силы. В действительности же (это отметил еще В. И. Вернадский) требуется рассмотрение в составе космологи ческого целого такой его неотъемлемой части, как живое вещество, ибо наблюдатель является частью космологического живого ве щества. Следует также отметить, что как физики, так и философы при обсуждении проблемы наблюдателя явным или неявным образом исходят из того, что жизнь тождественна ее белково-нуклеиновой форме, а при обсуждении наблюдателя как носителя разумной жизни руководствуются антропоцентристскими представлениями. Из этого следует, что живое вещество как таковое выводится за пределы области исследований и не рассматривается как неотъем лемая часть космологических процессов и планетарных процессов на Земле. Существенно ли это при анализе антропного принципа и выво дов из него? Существенно, и притом в самой высокой степени. Вы воды из суждений по поводу наблюдателя универсума могут быть весьма радикальны. Так, в последних работах известного астрофи зика И. С. Шкловского утверждалось, что появление наблюдате ля вселенских, космологических процессов (человека) уникальное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2