Сибирские Огни № 010 - 1991
ло человека, и добро забьет живым ключом. Живая вода напоит самого человека, и все, что соприкасается с ним. Это что-то вроде гейзеров. Молчит колодец гейзера, будто там ничего нет, но стоит туда бросить глыбу земли, и горячий ключ вырвется на волю во всей своей мощи. Польются потоки горячей воды. Чистое, безгрешное детство без страха, предрассудков и злых внушений взрослых и есть царство вечной жизни на земле. Труд земледельческий и вообще всякий труд дети усваивают от своих трудовых родителей. Делается это легко: отец работает в саду, мальчик-сын будет непременно его спутником. Отец роет яму, сын играет землей, ли стиками, стебельками. Труд. Мать шьет, девочка тоже. Труд. Это для маленьких детей 3, 5, 7 лет. Дальше можно давать де тям легкие самостоятельные работы. С десяти-одиннадцати лет детей должно знакомить с система тическим трудом, летом это земледельческий труд, а зимой — труд в закрытых помещениях. Здесь могут быть взяты работы из глины, бумаги, картона, де рева, металла. Должно детей познакомить с инструментами, мате риалами, простейшими машинами, должно ознакомить с рабочими приемами, с отделкой предметов. Это уже целая педагогическая система, если она будет непосильна одной семье, можно вести групповые занятия. Но другого воспитания, кроме трудового, быть ни в коем случае не должно. Только трудовой человек может до стигнуть полноту блага на земле. Свободные игры детей, не придуманные взрослыми, не навязан ные детям, дополняют воспитание. Игры даже благотворнее и нужнее труда: в них детская радость и детское творчество выражаются все ярче. Разумеется, надзор взрослых как в труде, так и в играх необходим, но незаметный, оберегающий, любящий надзор. Гимнастику, физкультуру, особенно игры, обоснованные меди цинской наукой, я не отрицаю. Но гимнастику и физкультуру казарменного образца считаю ошибочной и вредной для детей во всех отношениях. Итак, путь блага ребенка и его воспитателя для меня такой: 1. Ребенок сам благо. Нужно его не портить. 2. Не портить могут воспитатели, знающие всемирное благо и живущие им. 3. Истина передается детям поэтически, в лучших созданиях искусства и науки и, главное, участием в делах нравственности. Задача эта трудная, ответственная и великая. Она • требует и желания, и огромного сердца. Мы, современные люди, немногие способны на такую великую работу. Январь, 1938 г. О
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2