Сибирские Огни № 010 - 1991
и человек до конца жизни стонет от темного ужаса виденной и пе режитой действительности. Тут может и должно помочь правиль ное воспитание. У всех народов были и есть свои святые, добрые и мудрые. Они старались прожить нравственно свою жизнь и высказывали мысли о нравственности. Мысли эти, как в Упанишадах и других древ них памятниках, свежи, высоки, поэтичны, искренни и исчерпыва ют поведение человека. Следуя им и указаниям своей совести, че ловек может прожить жизнь в светлом благе. Пройти через жизнь светлым, легким, благоухающим явлением. Следовательно, все для истинного воспитания в людском обще стве есть. Надо брать. Люди жадно берут культуру отцов, их ис кусство, науку и почти совсем не трогают мораль. Берут малое, великое остается. Надо раскрыть родники народной мудрости до конца, надо взять из них все высокое и общее всем народам, надо все это про верить и сличить по высочайшим учителям нравственности — по Будде, Сократу, Иисусу, Толстому и всем древним и современным мудрецам, и тогда составится общечеловеческая книга жизни, кни га нравственности, свободы и покоя, книга, дающая людям благо на земле. Для меня такая книга есть «Путь Жизни» Л. Н. Толстого и его дневники последнего десятилетия. Но пусть ни один народ не остается в стороне, даже ни один че ловек, пусть нравственные клады соединятся, спаяются и дадут высокое солнце нравственности. Оно есть и горит в душе всякого человека, пусть будет общее — пусть действенная сила любви, вышедшая из сердца всего человечества без предрассудков, огра ничений и угнетений, ведет всех людей к благу. Но для детей чистая мораль не есть учитель. — Будь кроток. — Будь совершенен. Короткие изречения, но это целые бесконечные науки. Что значит быть кротким? Что значит быть совершенным? Говорить детям нравственные сентенции — это почти ничего не делать для них. Нужно показывать им нашу нравственность осязательно, неот разимо, и тогда, проверив ее по своему сердцу, дети воспримут все лучшее и сделают его своей собственностью. Детям мы можем помочь увидеть их собственное божественное сознание и помочь не закрывать его в жизни ничем дурным. Человечество владеет большими богатствами как в чудесном народном творчестве, так и в созданиях отдельных лиц. Возвышен ные образцы искусства создадут, будут способствовать создавать возвышенные добрые характеры. Но и это не главное дело. Воспитатели дают возможность детям самим жить высокой нравственной жизнью. Нужно подыскивать для них такую деятель ность, создавать ее. Один, два, три хороших поступка ребенка могут быть источни ком блага на всю его жизнь. Объяснение здесь простое: родник добра часто находится в ду ше ребенка в бездейственном состоянии. Человек не пробудился к добру. Он может не пробудиться всю жизнь А тут нечто пробуди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2