Сибирские Огни № 010 - 1991

и человек до конца жизни стонет от темного ужаса виденной и пе­ режитой действительности. Тут может и должно помочь правиль­ ное воспитание. У всех народов были и есть свои святые, добрые и мудрые. Они старались прожить нравственно свою жизнь и высказывали мысли о нравственности. Мысли эти, как в Упанишадах и других древ­ них памятниках, свежи, высоки, поэтичны, искренни и исчерпыва­ ют поведение человека. Следуя им и указаниям своей совести, че­ ловек может прожить жизнь в светлом благе. Пройти через жизнь светлым, легким, благоухающим явлением. Следовательно, все для истинного воспитания в людском обще­ стве есть. Надо брать. Люди жадно берут культуру отцов, их ис­ кусство, науку и почти совсем не трогают мораль. Берут малое, великое остается. Надо раскрыть родники народной мудрости до конца, надо взять из них все высокое и общее всем народам, надо все это про­ верить и сличить по высочайшим учителям нравственности — по Будде, Сократу, Иисусу, Толстому и всем древним и современным мудрецам, и тогда составится общечеловеческая книга жизни, кни­ га нравственности, свободы и покоя, книга, дающая людям благо на земле. Для меня такая книга есть «Путь Жизни» Л. Н. Толстого и его дневники последнего десятилетия. Но пусть ни один народ не остается в стороне, даже ни один че­ ловек, пусть нравственные клады соединятся, спаяются и дадут высокое солнце нравственности. Оно есть и горит в душе всякого человека, пусть будет общее — пусть действенная сила любви, вышедшая из сердца всего человечества без предрассудков, огра­ ничений и угнетений, ведет всех людей к благу. Но для детей чистая мораль не есть учитель. — Будь кроток. — Будь совершенен. Короткие изречения, но это целые бесконечные науки. Что значит быть кротким? Что значит быть совершенным? Говорить детям нравственные сентенции — это почти ничего не делать для них. Нужно показывать им нашу нравственность осязательно, неот­ разимо, и тогда, проверив ее по своему сердцу, дети воспримут все лучшее и сделают его своей собственностью. Детям мы можем помочь увидеть их собственное божественное сознание и помочь не закрывать его в жизни ничем дурным. Человечество владеет большими богатствами как в чудесном народном творчестве, так и в созданиях отдельных лиц. Возвышен­ ные образцы искусства создадут, будут способствовать создавать возвышенные добрые характеры. Но и это не главное дело. Воспитатели дают возможность детям самим жить высокой нравственной жизнью. Нужно подыскивать для них такую деятель­ ность, создавать ее. Один, два, три хороших поступка ребенка могут быть источни­ ком блага на всю его жизнь. Объяснение здесь простое: родник добра часто находится в ду­ ше ребенка в бездейственном состоянии. Человек не пробудился к добру. Он может не пробудиться всю жизнь А тут нечто пробуди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2