Сибирские Огни № 010 - 1991

Все это нужно сохранить в нем. Нужно не отнимать у него ни один из его божественных даров, а дать им свободно раскрыться до их возможных пределов. Это возможно только тогда, когда на ребенка будем смотреть как на высшее существо, со всем безграничным уважением и дове­ рием к нему. Какая же ошибка думать: «Через сто, через двести лет жизнь людей будет такая-то и такая-то». Это говорят существа, не зна­ ющие, что будет в мире и через сто секунд. Нам не дано знать бу­ дущее, совсем не дано. Как же мы стараемся определить жизнь 2-х миллиардов людей спустя два века' после нашей смерти? Что-то противоестественное, несмиренное и неразумное есть в этом. Люди устроят свою жизнь, как они хотят и как они смогут. Помоги им, Бог! — вот что мы сможем сказать им, да сделать в нашей жизни, все добрым, чтобы зло не мешало им правильно жить. Как же утвердить кротость, смирение, чистоту, правдивость? Чем? Да тоже кротостью и любовью, ничем другим. Страхи, угрозы, наказания не нужны и никуда не годятся в ис­ тинном воспитании. И «страх человеческий» и «страх божий» ровно никуда не го­ дятся. Это преступное и неразумное. Кроткие мать и отец сохранят кротость своего ребенка. Они сохранят свет и чистоту, искренность и человечность. Короче —они сделают все необходимое для ребенка. Но только в том случае, если сами будут действительно людьми, а не уродами, злыми и низкими. Они поступят точно так же, как поступают, например, галки. Да и все другие природные существа. Галки учат своих гал­ чат, что им надо делать, чтобы быть истинными галками. И галчата быстро понимают. Так же быстро совершается и наука нравственности у людей. Дети — уже глубоко нравственные люди, даже при всем несовер­ шенстве людского общества. Но чуть ли не с пеленок и потом в школах и везде их начинают калечить ложью, обманом и невежеством. Нездоровая пища, разврат обособленного и изнеженного суще­ ствования, водка, нечистые наслаждения, дурное искусство — и бедный мальчик или девочка запутаны в сетях дурных привычек, страстей, нездорового своеволия и безумия. А тут бесконечные примеры злой, разнузданной, рабски низмен­ ной жизни. Куда пойти? Что сделать? Когда у двери ямы, на дороге ямы, и на горизонте тоже ямы, а глаза еще не привыкли и не умеют раз­ личать узких тропинок, ведущих в свободный край величия и све­ та. Шагнул человек и с первых шагов попал в кабак, тошнит сна­ чала, потом привыкает и часто просиживает в грязном вертепе всю жизнь! Кроткие и добрые родители ведут ребенка. Это делается и сей­ час. Порча начинается, когда ребенок поднимается на ноги. Здесь холодный ужас жизни часто разрывает сердце ребенка на части, делает его мертвым и боязливым на много-много лет. Развращает­ ся воображение, прививаются страсти, освободиться от которых стоит невероятных трудов. Но и освободившись, человек навсегда остается испорченным: воспоминания и воображения унять нельзя,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2