Сибирские Огни № 010 - 1991

Родители и воспитатели не могут знать и не знают детей глу­ боко, до конца (конца-то познанию нет), и поэтому многие меры воспитания ровно ни на- чем не основаны и часто оказываются ложными и вредными для детей. Главный недостаток обучения в том, что дают множество зна­ ний, совсем не нужных детям, и, таким образом, отнимают у детей драгоценное время, которое они бы должны употребить на важные и нужные для жизни предметы. Другое: ненужные вещи засоряют и истощают детские способности — память, воображение, расслаб­ ляют силу воли, порождают лень и угнетенное состояние духа. Почти двадцать лет с перерывами я провел на школьной скамье. За этот долгий срок вопрос о нравственности прямо на счет под­ нимался два-три раза, и то цо случайным поводам. Короче говоря, нравственность не занимала школу в мое время. Уроки так называемого «закона Божия» я не могу считать за уроки нравственности, это была дисциплина легендарности, и только. Какое отношение к нравственности имеет знание, что у пастуха Якова было 12 сыновей — Руфим, Симеон и т. д.? Все это легенды. Из жизни Иисуса тоже больше изучались легенды, а не дивное духовное учение. Я много читал по воспитанию в разных странах света и знаю: отдельные люди занимались нравственным воспитанием. В некото­ рых школах тоже не пренебрегали вопросами духа, но это лишь частные случаи, в общем же или равнодушие к духовной жизни де­ тей, или ее преступное подавление. В результате образованные члены общества — поборники наси­ лия, наживы, массового убийства людей, утвердители горя на земле. Непостижимым легкомыслием кажется для мыслящих и разум­ ных существ заниматься бесконечно вопросами, как правильно пи­ сать слова, правильно считать, петь, прыгать, и не знать науки кротости, чистоты, самоотречения. Люди сидят в темном, душном, холодном сарае и, злобясь друг на друга, кое-как заправляют керосиновые лампы, а не догадыва­ ются открыть дверь сарая и выйти на теплый воздух, на красное солнце, оно горит среди лазури на вольном небе. Нет, в сарае лучше. Мы удивляемся на животных —на коров, на овец, как они сго­ рают от пожаров, а не догадываются открыть незапертые двери двора, чтобы выйти. Мы поступаем удивительнее: мы двери не желаем открыть, да еще берем горящие головешки и стараемся в дыму пожара их уга­ ром отравить друг друга. Вот наше воспитание. Что же надо для истинного воспитания? О, простые вещи! Ребенок чист, светел, кроток, смиренен, любящ, сам радуется и других радует, как солнце.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2