Сибирские Огни № 010 - 1991
Я думаю, что спасала их безграничная вера в идеалы, за кото- рые нестрашно пострадать, они верили в Бога, и эта вера согре* вала их сердца. Уверенность давало этим людям то религиозное чувство, с которым христиане еще первых веков шли спокойно умирать за свою веру. Шли на растерзание к диким зверям, шли на костры. Опустели поселки и домики, заросли огороды там, где недавно жили наши друзья. Мне как-то стало без них сиротливо, я решил поехать к ним, узнать, как они устроились на новом месте, пожить среди них. Когда я к ним приехал, они жили по квартирам селян в дерев не Новая Сергиевка Кожевниковского района Томской области, в 25 верстах от участка, где им предстояло строить свое поселение. А селяне, у которых их разместили, первое время относились к ним недоверчиво. Но постепенно они познакомились с ними бли же, узнали их с хорошей стороны, привыкли к ним и даже стали сочувствовать. • . В селе не было медицинского пункта, больным приходилось ез дить в район или в Томск. Иван Добротолюбов, работавший рань ше фельдшером, организовал медпункт в частном доме, из Моск вы выписал лекарства и успешно лечил, к нему приезжали боль ные из дальних деревень. По старой традиции по праздникам общинники собирались у кого-нибудь на молитвенное собрание, пели там песни. Я почув ствовал, что они на новом месте не только- не растерялись, но как будто укрепились в своих убеждениях. Как только стаял снег, каждая группа выбрала себе участок. Сталинградская община, барабинцы, уральцы (субботники), руч ники — все начали строить себе из пластов простенькие хаты и постепенно переселились в них из Новой Сергиевки. Работы в пер вый год было очень много, потому что надо было не только по строить себе жилище, но и посеять зерновые, посадить огороды. Я решил тоже соорудить себе небольшую землянку, накопал пластов, а сложить печь, сделать и навесить дверь помоцди мне товарищи. Недалеко от своего жилища я в лесочке вскопал и за боронил несколько соток целинной земли и посадил ручной ого род. Вскоре начали приезжать кое-кто из друзей из коммуны «Жизнь и труд». Приехал знакомый еще по Москве Сережа Булы гин с женой и дочкой. Он поселился в барабинской общине. Ваня Совин, Ваня Драгуновский. А Эдуард Чернявский и Ефим Безуг лов организовали группу для ручного земледелия. К ним еще при мкнула жена Якова Драгуновского. Переехал Иван Балахонов с дочерью. Не успели еще обустроиться общинники на новом месте, как начались наезды местных властей с требованием принять устав и организовать школу. Общего языка не находили. Отношения меж ду властями и общинниками накалялись и закончились бедой. На чались аресты, сперва забирали самых уважаемых, затем аресты пошли массовые, иногда приезжали ночью и брали людей прямо с кровати, увозили неизвестно куда. Но и этого было мало. Некото рые деятели из сельсовета решили погреть руки на этом деле. Ста ли увозить имущество. Приезжал обоз пустых подвод, и забирали из домов что попадало под руку: одежду получше, ручные ма шинки и, наконец, добрались до зерна и даже до овощей. Когда об этом узнали в Москве, было приказано не только пре кратить ограбление людей, но и вернуть награбленное, и я хорошо помню, как возвращали подводы с вещами, сваливали их в кучу и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2