Сибирские Огни № 010 - 1991
длинную яму, покрыл ее дерном, сделал ступени и сенцы и посе лился в яме, приглашая всех посмотреть, как хорошо он устро ился. Кудрявцев в прошлом был машинистом паровоза и механиком. Когда познакомился с этическими книгами Толстого, переехал в коммуну. Был одиночка и считал, что семейная жизнь несовмести ма с жизнью по правде, был против брака. Сам он был очень ве селый человек. Первышин с семьей решил построиться более прочно и стал копать пласты, из которых сделал себе небольшую, но удобную избушку. Мы работали маленькой группой, а он самостоятельно. Первы- шины были моими земляками, из Смоленской губернии. Он решил жить без компромиссов. Все лето он с женой трудился очень на пряженно, ведь надо было построиться и приготовить продукты. Иногда мы, его соседи, предлагали свою помощь, но он отказы вался, говоря, что человек сам должен себя обеспечить. Так мы лето потрудились, осенью собрали урожай, но на зиму попроси лись опять в коммуну, потому что жилища на зиму не построили. Коммунары посмеялись над нами и приняли обратно. А с Пер- вышиным получилось совсем иначе. Очевидно, решив жить по идее, он не учел свои силы, тем более что имел семью. И вот на общем собрании коммуны он сделал отчет о своей работе. Вывод он изложил печальный. Он сказал, что жить без насилия невоз можно, и он без насилия над лошадью не обошелся, пользуясь ею, чтобы свезти к своей стройке из леса слеги и бревна. Когда он собрал свой урожай в кладовую, а там завелся хомяк, ему при шлось его убить. В итоге он заявил, что строить жизнь на высоте учения Толстого невозможно, поэтому он порывает с этим учени ем и считает, что материализм более для людей приемлем. Он вы был из коммуны и уехал куда-то. ВЫСЕЛЕНИЕ В КОЖЕВНИКОВСКИЙ РАЙОН ■Я уже отмечал, что сталинградцы и барабинпы жили своими небольшими общинами. Построили себе землянки, жили бедно, но опрятно. Лошадей у них не было, пахали они на себе, запрягаясь по 30 человек в плуг, но в засушливый год терпели нужду. Я пом ню, как из нашей столовой отправляли им ведрами вареную пищу. Мужчины уходили на заработки, строили большие лодки, им ото варивали их труд хлебом. Местные власти решили освободиться от них. В 1933 году бы ло вынесено решение о выселении их в Нарымский край, Кожев- никовский район. Осенью началось выселение. Пригнали из мест ных колхозов много подвод, нагрузили в них вещи, какие смогли взять с собою. Детей и старух посадили на подводы и отправили обоз на ближайшую железнодорожную станцию, где для них по догнали товарный поезд. Помню, как торжественно и стройно пе ли наши переселенцы, когда шли на станцию. Люди выходили из своих домов, провожали их, крестясь и желая счастливого пути. Наших друзей заставили бросить свои домики, которые они с таким трудом себе построили, свои огороды, которые они воздела ли с любовью, и теперь вынуждали ехать неизвестно куда. Но они были очень спокойны, пели свои любимые песни и были даже веселы. Отчего же они не теряли бодрости духа? Что помогало им переносить тяжелые испытания?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2