Сибирские Огни № 010 - 1991

длинную яму, покрыл ее дерном, сделал ступени и сенцы и посе­ лился в яме, приглашая всех посмотреть, как хорошо он устро­ ился. Кудрявцев в прошлом был машинистом паровоза и механиком. Когда познакомился с этическими книгами Толстого, переехал в коммуну. Был одиночка и считал, что семейная жизнь несовмести­ ма с жизнью по правде, был против брака. Сам он был очень ве­ селый человек. Первышин с семьей решил построиться более прочно и стал копать пласты, из которых сделал себе небольшую, но удобную избушку. Мы работали маленькой группой, а он самостоятельно. Первы- шины были моими земляками, из Смоленской губернии. Он решил жить без компромиссов. Все лето он с женой трудился очень на­ пряженно, ведь надо было построиться и приготовить продукты. Иногда мы, его соседи, предлагали свою помощь, но он отказы­ вался, говоря, что человек сам должен себя обеспечить. Так мы лето потрудились, осенью собрали урожай, но на зиму попроси­ лись опять в коммуну, потому что жилища на зиму не построили. Коммунары посмеялись над нами и приняли обратно. А с Пер- вышиным получилось совсем иначе. Очевидно, решив жить по идее, он не учел свои силы, тем более что имел семью. И вот на общем собрании коммуны он сделал отчет о своей работе. Вывод он изложил печальный. Он сказал, что жить без насилия невоз­ можно, и он без насилия над лошадью не обошелся, пользуясь ею, чтобы свезти к своей стройке из леса слеги и бревна. Когда он собрал свой урожай в кладовую, а там завелся хомяк, ему при­ шлось его убить. В итоге он заявил, что строить жизнь на высоте учения Толстого невозможно, поэтому он порывает с этим учени­ ем и считает, что материализм более для людей приемлем. Он вы­ был из коммуны и уехал куда-то. ВЫСЕЛЕНИЕ В КОЖЕВНИКОВСКИЙ РАЙОН ■Я уже отмечал, что сталинградцы и барабинпы жили своими небольшими общинами. Построили себе землянки, жили бедно, но опрятно. Лошадей у них не было, пахали они на себе, запрягаясь по 30 человек в плуг, но в засушливый год терпели нужду. Я пом­ ню, как из нашей столовой отправляли им ведрами вареную пищу. Мужчины уходили на заработки, строили большие лодки, им ото­ варивали их труд хлебом. Местные власти решили освободиться от них. В 1933 году бы­ ло вынесено решение о выселении их в Нарымский край, Кожев- никовский район. Осенью началось выселение. Пригнали из мест­ ных колхозов много подвод, нагрузили в них вещи, какие смогли взять с собою. Детей и старух посадили на подводы и отправили обоз на ближайшую железнодорожную станцию, где для них по­ догнали товарный поезд. Помню, как торжественно и стройно пе­ ли наши переселенцы, когда шли на станцию. Люди выходили из своих домов, провожали их, крестясь и желая счастливого пути. Наших друзей заставили бросить свои домики, которые они с таким трудом себе построили, свои огороды, которые они воздела­ ли с любовью, и теперь вынуждали ехать неизвестно куда. Но они были очень спокойны, пели свои любимые песни и были даже веселы. Отчего же они не теряли бодрости духа? Что помогало им переносить тяжелые испытания?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2