Сибирские Огни № 010 - 1991
на, не принявшая устава. Каждая из групп имела свои религиоз ные уклады, но общий дух отношений между этими группами был очень дружественный, и помогали мы друг другу, в чем только можно. Пение духовных песен по выходным дням или по праздни кам можно было услышать везде. В нашей коммуне обыкновенно по воскресеньям собирались коммунары на эти спевки. В большом и вместительном здании столовой к 10 часам становилось много людно. Руководила хором Анна Степановна Малород. Она имела хороший голос, любила и знала музыку, окончила в Краснодаре музыкальный техникум. Хорошие голоса имели и другие наши женщины. Пели большею частью духовные стихи, а верующие раз ных течений пели те песни, которые они привыкли петь у себя на родине. Иногда к нам приходили товарищи из других групп, тог да пение делалось особенно торжественным и стройным. Очень мы любили слушать пение барабиндев. Они пели с каким-то особенным воодушевлением. Запомнились мне и частые наши беседы о жизни. Молодежь была между собою очень дружна. Различия в обрядах или в понимании Евангелия не служили поводом к раздорам, все хорошо понимали, что сущность христианского учения заключает ся в братской любви и чистой жизни, в добрых делах. РУЧНИКИ Е. И. Попов был сторонником ручного земледелия. Он часто говорил с сожалением о том, как ему жалко бедных лошадей, ис пользуемых на хозяйственных работах и особенно на лесозаготов ках, там заставляли их вывозить на берег реки из леса тяжелые сани с лесом, а когда весной их возвращали для посевной, то они были похожи на скелеты и были так измучены, что еле волочили ноги. Е. И. Попов написал небольшую книжечку «Ручное земледелие и хлебный огород». Эта книжка была издана «Посредником», и не которые коммунары были сторонниками этой идеи. Первыми пионерами ручного земледелия были Гутя, Гитя и Соня Тюрки. Для этого они в трех верстах от коммуны выбрали небольшой участок. Построили небольшую, но теплую хатку, а во круг этого домика заняли соток 15 целинной земли, хорошо рука ми перекопали ее и посеяли правильными рядами зерновые, также посадили огород. Их участок находился в долине, а через гору от них жили сталинградцы своей общиной. Я очень любил в свободное время бегать к Тюркам, которых в коммуне все любили, порадоваться их прекрасным посевам, пого ворить о том о сем, а затем, перевалив через гору, приходил к другим своим друзьям — сталинградцам. Труд, затраченный Тюр ками на ручной огород, себя оправдал. Они осенью сдали овощи в коммуну и сами туда возвратились. Опыт ручного труда показал, что человек может ручным трудом вполне прокормить себя и даже небольшую семью. Группа коммунаров, молодые люди, решили продолжить ручное земледелие, к ним примкнула одна семья: муж, жена и девочка семи лет, их фамилия Первышины. Я тоже был в этой группе. К нашей затее совет коммуны отнесся недоброжелательно, ведь та ким образом ослаблялась коммунальная основа нашей жизни. Все- таки нам выделили семена и продукты, и мы, выбрав в логу неда леко от поселка подходящее местечко, построили шалаши, укры вающие от дождя. Александр Федорович Кудрявцев вырыл себе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2