Сибирские Огни № 010 - 1991
по добыче угля. Шахт тогда почти не было в нашем районе, а уголь добывала артель ручным способом. К реке от артели была проложена узкоколейка, и по ней в вагонетках подвозили уголь, ссыпали его в большие лодки, которые перевозили его в строя щийся город. Пока техника и цивилизация еще не пришли сюда, эти места были настолько красивы, что их сравнивали по красоте с Швейцарией. Горы, покрытые густым смешанным лесом, впереди вдоль реки видны были их верхушки, быстрая река, по левой сто роне которой находились обширные луга... В первое время после нашего приезда с горы вечером возвращались на лошадях со сво их полосок единоличники. Коллективизация еще не была полной. К осени начали постепенно съезжаться с разных мест страны на ши единомышленники. Время было напряженное, переломное, наши люди бросали на сиженные места, свои усадьбы и дома и, захватив с собой что уда валось, приезжали к нам, чтобы строить новую жизнь на принци пах братства, без насилия, на основе взаимного доверия. Надо сказать, что жизнь наша в коммуне, особенно в первый организа ционный период, была очень трудной. Не хватало жилья, и при ходилось первое время жить по нескольку семей вместе. Не хва тало продуктов питания, и мы шли на заработки. Власти, несмот ря на решения правительства, сразу начали притеснять нас, обла гать большими налогами, хотя мы имели право на льготы как пе реселенцы. Но настроение съехавшихся коммунаров было бодрое, веселое. Невидимая рука единения и мира направляла нашу совместную жизнь. Духовная связь, основанная на истинном христианстве, роднила нас, сплачивала в дружную семью. Здесь я встретил тех прекрасных друзей, память о которых жи во сохранилась во мне до сегодняшних дней. Я встретил А. С. Ма- лород, Гутю и Гитю Тюрк, Колю Павленко, Анну Григорьевну Ба рышеву и многих других замечательных людей. Питание в коммуне было общее, для чего в первый же год по строили обширную столовую, правда, в дальнейшем, когда коммуна разрослась и вместйть всех желающих столовая уже не могла, бы ло предоставлено право желающим семьям питаться по своим до мам, столовая же снабжала их готовыми обедами. В коммуне было большое хозяйство, требовавшее упорного труда: огороды с теплицей и парниками, где выращивали овощи, в поле сеяли зерновые, разводили скот. Построили зерносушилку, крупорубку, маслобойню, кузню, ‘большую баню, провели водопро вод. Я хорошо помню, как в первое или второе лето на южном склоне горы мы посадили арбузы, лето было жаркое и сухое. И меня удивило, что осенью созрели большие и сочные арбузы. Муж Анны Степановны Малород раздавал их поровну на каждого чле на коммуны. Когда пришла первая смерть и умер старик из ста линградской общины, его похоронили на этой самой горе, где са дили арбузы. На могилу положили большой камень и написали на нем фамилию. Постепенно на этой горе нашли приют многие дру гие коммунары, молодые и старые. На кладбище посадили моло дые березы и сосенки. Теперь, спустя полвека, здесь выросла це лая роща. Приехавшие переселенцы расселились по разным местам участ ка и образовали четыре группы: первая из них, коммуна «Жизнь и труд», зарегистрировала устав в Кузнецком райисполкоме. За- тец! артель «Мирный пахарь», тоже принявшая устав, затем груп па, приехавшая из Барабинска, и, наконец, сталинградская общи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2