Сибирские Огни № 010 - 1991
трудностей и забот хватало и там. Это тема другого разговора. А сейчас мне хочется сказать другое — именно дом, в его изначаль ном понимании, способствовал становлению крепких семейных от ношений. Он воспитывал трудолюбивого человека и рачительного хозяина. Ежегодно надо было побелить печь, покрасить потолок и стены, окна, фасад, каждодневно требовалось наколоть дров, на таскать воды, натереть хвощом или дресвой полы, промыть лавки, обтереть тряпицей иконы, застелить домоткаными половиками сун дуки, скамейки, пол и многое, многое другое. И во все надо было вложить ласку, добросовестность, любовь. За уход и заботу, конеч но же, и дом платил тем же — стоял века, радовал глаз ухожен ностью, хранил тепло очага, соединяя людей в крепкий родовой узел. И когда кроваво запели вихри нового времени, потребовалось разрушить этот домостроительный комплекс нравственных устоев. Теперь уже будет наивно полагать, что якобы все произошло само собой, без всякого вмешательства извне, и что процесс ломки был вполне закономерен. Если согласиться с такой трактовкой, то мы станем похожи на самоубийц, совершенно сознательно лишающих себя защитных инстинктов и роющих себе могилу. Убежден, делалось все сознательно и продуманно, Для дости жения вожделенной цели были хороши любые средства. В их число вошло и уничтожение традиционного жилища, как оплота россий ской семьи. Мне кажется, первым среди русских интеллигентов встревожил ся наступлением серийной архитектуры Николай Васильевич Го голь. «Всем строениям городским стали давать совершенно плос кую, простую форму, — писал он. — Домы стали делать как мож но более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей... Оттого но вые города не имеют никакого вида; они так правильны, так глад ки, так монотонны, что, прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую. Это ряд стен и ничего больше». Позднее Андрей Белый назовет такую культуру штемпелеванной. Господи, нам бы теперь их заботы! Встревоженные проникновением во все области культуры обезличенных штампов, они, пожалуй, в то золотое время и представить себе не могли, до каких чудовищ ных масштабов разрастется этот процесс. Что такое трех-, четырехэтажные домики Европы XIX столетия, так раздражавшие тонкий вкус Гоголя, по сравнению, например, с девятиэтажной застройкой Иркутска в районе улицы маршала Ко нева, которую горожане метко прозвали «китайской стеной»?! Как здесь все выглядит угрюмо, громоздко, неуютно, стандартно и мерт во. Вечерами во дворах-колодцах этих бетонных катакомб предо ставленные самим себе угрюмые, агрессивные подростки жгут из магазинных ящиков костры, пьют пиво и устраивают жестокие кро вавые потасовки. Коротают часы на лестничных площадках, курят, «нюхают», сквернословят, режутся в «очко», гадят в лифтах и пи шут по стенам изощреннейшую пошлятину. Тоска, скука, безделье... Родители в ужасе хватаются за голову: кто? что виновато? Школа? Милиция? Дети агрессивны, непослушны, дерзки. Соседи в панике. Все смешалось в многоэтажном доме, придуманном какими- то мудрецами и построенном руками тех, для кого он предназна чался.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2