Сибирские Огни № 010 - 1991

щались место постройки, отстроенный дом, приносилась ритуальная жертва и т. д. В Иркутске до сих пор в углах старых домов нахо­ дят при сносе золотые монеты. Традиции эти крепко хранились еще в XIX веке, и убедиться в этом можно очень легко, стоит лишь открыть изданные уже в на­ ше время замечательные работы сказочника А. Н. Афанасьева н известного ходока земли Русской публициста С. В. Максимова. Лишь годы «великого перелома» расшатали основательно россий­ ский домостроительный уклад, разорив общину и выбив физически цвет крестьянства и купечества как в деревне, так и в городе. Многие из теперешних стариков были реальными свидетелями тех лет, знали старые обычаи и традиции. «...патриархальному божеству Рода предшествовали две рожа­ ницы, — пишет академик Б. А. Рыбаков, — две небесных богини, культ которых потом сопровождал культ рода и даже пережил его, уцелев в б е с с о з н а т е л ь н ы х (разрядка моя. — Г. Р.) пережит­ ках до XIX в.». Я намеренно сделал разрядку в приведенной цитате. Мне ка­ жется, высказанная мысль лишний раз подтверждает наличие у лю­ бого народа той самой генетической памяти, которая и делает его самобытным носителем того, что присуще только данному этносу. Вот почему иная рукодельница, накладывая на рушник загадочную вязь орнамента, может и не помнить его смысла. Но она ведома при этом своеобразным родовым чутьем, которое подсказывает ей делать так и никак иначе. Наверное, только благодаря этому чутью Наташа Ростова неожиданно для себя умело, легко и свободно на­ чала плясать русскую под гитару дядюшки. Такая бессознательная, на первый взгляд, память, основанная на культе предков, была своеобразным оберегом традиций и обыча­ ев нашего народа, доживших почти до тридцатых годов двадцато­ го столетия. Предки наши в давние-давние времена выработали глубоко по­ чтительное отношение к своему жилищу. Изба была не только ук­ рытием от непогоды, она была первым храмом (хоромами) — и «всей красотой поднебесной». Она была живой вселенной в мини­ атюре, наделенной своими законами. «Об отцовском доме, — пишет Василий Белов, — сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости «родной дом» находился в ряду таких поня­ тий, как смерть, жизнь, добро, зло, бог, совесть, родина, земля, мать, отец. Родимый дом для человека есть нечто определенное, конкретно-образное, как говорят ученые люди. Образ его не аб­ страктен, а всегда предметен, точен и... индивидуален даже для членов одной семьи, рожденных родной матерью и выросших под одной крышей». Можно себе представить, какие семьи вырастали в домах, где царили законы христианской любви к ближнему, родителям, отече­ ству! Где был авторитет отца, умудренного жизнью и старавшегося передать свою мудрость потомкам. Где труд был в почете. Где жи­ ли традициями добра, памяти, уважения предков. Именно в этом видится мне сила и мощь государства Россий­ ского — в крепкой патриархальной семье. Российские семьи всегда были большими. Этому, во-первых, способствовали крепкие нравственные устои общества, а с другой стороны, малочисленная семья не смогла бы выполнить того колос­ сального объема работ, который требовался от нее, чтобы жить в достатке. Я не склонен идеализировать патриархальные времена,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2