Сибирские Огни № 010 - 1991
кочки зрения, но продвинутой вперед, можно наверняка увидеть, для чего было принято это постановление — расчищалось место, для массовой застройки городов унылыми и безликими многоэтаж ными коробками. Квартиры в таких домах до сих пор именуют «хрущевками», хотя следовало бы назвать их «корбюзьевками» — по имени главного идеолога подобного архитектурного направления. Под видом .экономической целесообразности, прикрыв'аясь благо родным лозунгом — жилье любой ценой, произведена своеобразная домостроительная монополизация, в жилищном строительстве возо бладала тенденция, направленная на застройку городских кварта лов обезличенными коробками. Все остальное объявлялось хламом, не представляющим никакой ценности и обреченным на погибель. Вспомним рассказ Василия Макаровича Шукшина «Мастер», в ко тором советский чиновник говорит про церковь: «Архитектор неиз вестен. Как памятник архитектуры ценности не представляет, так как ничего нового для своего времени, каких-то неожиданных ре шений или поиска таковых автор здесь не высказал». Я не знаком глубоко с корпоративными спорами и разногласия ми современной архитектурной среды, но, судя по отзывам людей сведущих, в этой отрасли нет единомыслия. Как и в литературе, .здесь кучка людей, занимающая высокие посты, всеми силами ста рается протолкнуть (и это у нее неплохо получается) архитектур ный модерн. А тот, в свою очередь, является не чем иным, как ко пией американской многоэтажной архитектуры, и опять же преду сматривает снос, снос, снос. Мне ближе позиция Н.. В. Гоголя, который хотел, чтобы архи тектура, пусть «хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и погру зила нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения». И для меня неважно — пред ставляет ли художественную ценность тот, или иной памятник. Мне важна эпоха, дух, среда людей былых времен. К сожалению, архитекторов, работающих и думающих в тради ционной манере, сегодня не так уж много. И тем приятней, когда случай сводит тебя с такими людьми. Таким счастливым случаем стало для меня знакомство с Валери ем Трофимовичем Щербиным, доцентом кафедры истории архитек туры Иркутского политехнического института. Он знает город пре красно, он знаком буквально со всей орнаменталистикой деревян ного Иркутска и скажет вам безошибочно, с какого дома тот или иной декор, по какой улице этот дом расположен и когда он по строен. Мне нравятся идеи В. Т. Щербина по генеральной застройке Ир кутска, и мне импонирует его хоть и немногословная, но страстная натура патриота 'города. Здесь я хочу опираться на мысли, которые он высказал в интересной и глубокой беседе «Ступени собственного возвышения» («Сибирь». — 1989. — № 4). — Во все времена, — говорит Валерий Трофимович, — выгод нее было строить именно хороший дом, пусть немного дороже, но зато максимально удобный для жизни людей. И нам не придется через двадцать или тридцать лет его ломать, как это уже сегодня в ряде мест происходит с панельными домами. Ведь если посчитать, то в конечном итоге для нас они оказались чуть ли не золотыми, а мы ими заполнили города. Но вновь слышим от руководителей строительства, что задача обеспечения жильем каждой семьи тре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2