Сибирские Огни № 010 - 1991
бежите для ночевки — рушили живой человеческий мир, жилище, очаг, хранилище семейных тайн, традиций, уклада. В битом кирпи че валялись припорошенные пылью детские игрушки, кухонная утварь, старые книги, рамки для фотокарточек, изуродованная ста рая мебель. Еще вчера здесь жили люди, сегодня по этому месту пройдется бульдозерная лопата. У меня всегда возникает чувство какой-то собственной ущербно сти, когда я не могу логически объяснить те или иные поступки людей. Тогда я думаю: или меня дурачат, выдавая желаемое за действительное, или я в самом деле что-то не понимаю. У меня на глазах рушили крепкое, добротное, красивое жилье, способное служить человеку еще много лет, рушили с одной лишь целью — чтобы на этом же самом месте построить то же самое жилье. Парадокс. Ну можно было бы понять, если бы сносили ста рую ветхую лачугу. А тут ведь замечательный дом. Если справед лива истина, что красота познается и утверждается в сравнении и разнообразии, то Иркутск в осмыслении прекрасного, в данном случае, пошел по ложному пути. Это одна сторона медали. Внеш няя, так сказать, где действуют лишь неодушевленные категории. А как быть с людьми? Знаю одну старушку, которая много раз ходила в исполком гор совета, упрашивая не сносить ее дом. Снесли ведь. И глазом не моргнули. И даже попеняли заплаканной старухе, что, мол, такая вот вы, бабуся, ретроградная, что дальше своего носа или уж на крайний случай своего огородика ничего-то и не видите, какое светлое будущее готовим мы народу. Мол, тут пострадаете вы одна, зато сотня-другая народу получат полный набор коммунальных услуг. Казалось бы, благородная миссия — облагодетельствовать мно гих на несчастье одного. Можно ли так? Ну конечно же, можно! Примеры? Да Господи, пожалуйста, сколько угодно, вся новая и новейшая истории полны ими. Что там несчастье какой-то старухи или жильцов бывшего архитектурного памятника по сравнению с могучим гражданским порывом просвещенных архитекторов облаго детельствовать человечество. Но сначала разрушить мир до осно ванья... Однако задумываемся ли когда, что мы теряем при этом? В тех нократической страсти устройства коммунального общежития, увле каясь зачастую мнимой экономической выгодой, не забываем ли мы о более высоких ценностях? И не пренебрежение ли ими рождает уродливые явления в нашей действительности?.. Весной девяностого года общественность Иркутска была взбудо ражена чудовищным случаем: покончил жизнь самоубийством Иван Иванович Бехтольд, ссыльный немец, пенсионер, много лет прора ботавший на Лисихинском кирпичном заводе. Это предприятие и выделило Бехтольду за трудовые заслуги двадцать лет назад доб ротный коттедж. Жил-поживал в доме Иван Иванович, растил де тей, внуков и не думал, не гадал, что беда, в лице административ ной системы, готовит ему подарочек: Бехтольда вместе с семьей без обиняков выселили из коттеджа, который по плану генеральной застройки города (плаву, конечно же, составленному безымянной группой авторов, имя Которой — коллектив) попал под привычное для иркутян слово — снос. Сколько ни бился пенсионер, сколько ни обивал пороги различных городских и областных учреждений, ничего не помогло. И тогда... Сын Бехтольда написал в редакцию областной газеты: «Мой отец покончил жизнь самоубийством. Причина смерти — квартир
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2