Сибирские Огни № 010 - 1991
лонизации в заселении окраины, отметил «неправды и притесне ния» со стороны царской администрации, имевшей много «власти, для злодеяний и ни одной заслуги». Он сформулировал понятие «сибирский патриотизм» как путь осознания «нужд» Азиатской России, и не случайно областники называли его «первым патри отом Сибири». Много лет спустя Г. Н. Потанин писал: «Зародыши идеи, которые они (областники. — Л . Г.) потом развили, уже но сились в сибирском воздухе до вступления в литературу»1. Большое влияние на формирование областнических представле ний о территориальном самоуправлении и хозяйственной самостоя тельности оказал Афанасий Прокопьевич Щапов, автор земско-об ластной концепции, «апостол правды и науки», — как его называ ли современники* 2. Ядринцев, Потанин и другие восприняли основ ные положения концепции А. П. Щапова о народной колонизации, роли общины в развитии крестьянской демократии, федеративном принципе государственного устройства и др. Непосредственный толчок зарождению в Петербурге в 1859 г. кружка сибирских студентов, из которого выросло областничество, дали революционные события конца 1850 — начала 60-х годов, отме на крепостного права и деятельность революционеров-демократов. На сибиряков оказали влияние статьи о сибирской ссылке, опублико ванные в «Современнике» и «Отечественных записках», заявление А. И. Герцена о необходимости передачи земли крестьянству и предоставления провинциям автономии вплоть до «полного слития» и «полного расторжения», требование Н. П. Огарева автономии для Сибири с созданием областной думы, выступления М. А. Баку нина, М. В. Буташевича-Петрашевского и других корреспондентов «Колокола» за освобождение сибирской окраины от сковывающей опеки царизма и развитие в ней самоуправления34. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема хозяйственного суве ренитета областей и регионального самоуправления по своему про исхождению и характеру была не только сибирской, но и общерос сийской, в Сибири она лишь проявлялась острее и ярче. Отправным и основополагающим в концепции областников был тезис о Сибири как колонии в полном смысле этого слова. По мне нию Г. Н. Потанина, Сибирь-колония имела два признака: во-пер вых, она присоединена к метрополии уже после образования Рос сийского государства, и, во-вторых, по отношению к ней проводи лась колониальная политика*. Н. М. Ядринцев акцентировал внимание на народной колониза ции как главном процессе истории Сибири и в заселении ее видел заслугу народа, памятник его творчеству5. Он высоко оценивал «ко лонизационные способности» русских, отмечал «предприимчивость и смелый ум русского колониста». • Ученый и публицист развивал мысль о том, что успешное заселение и освоение Сибири возможно лишь в условиях дружбы и взаимопомощи переселенцев и абориге нов. Его высказывание — «Колонизация есть союз народов, а не ‘ П о т а н и н Г, Н. Областническая тенденция в Сибири.— Томск, 1907. С. 7. 2 К о з ь м и н Н. К. Очерки прошлого и настоящего Сибири,— Спб, 1910. С. 102. 3 История Сибири.— Т. 3.— Л., 1968.— С. 139. 4 П о т а н и н Г. Н. Указ, соч.— С. 52. 5 Я д р и н ц е в Н. М. Трехстолетие Сибири с 26 октября 1681 года// Вест ник Европы.— 1881.— Т. 6.— № 12,— С. 844—845.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2