Сибирские Огни № 010 - 1991
летии русские славянофилы видели это и прямо говорили о пагуб ных последствиях развития подобного процесса. Вот одно из заме чательных такого рода высказываний, принадлежащее И. С. Акса кову: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, — писал он, — в кон це концов становится регрессом; цивилизация завершается одича нием: свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет — уже совлекает — с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином». Европейская цивилизация сегодня — детище «свободного» разу ма — все более напоминает растущую змею, заглатывающую свой хвост. Без сомнения, что в самом «проекте» цивилизации падшим человеческим разумом был допущен принципиальный просчет. Сей час, в конце 20-го столетия, это становится все очевиднее. Четче вырисовывается путь разума во всех его направлениях, лучше ви дятся и его пределы. И в этом видении и осознании очередного ту пика, в который зашел разум, оторвавшийся от души, еще раз от крывается дверь для его возрождения. Оно возможно только на пути духовно-нравственного очищения человека, его сердца, в кото ром происходит познание Бога •— Истины (Мф. 5, 8). Паскаль пра вильно писал: «Мы познаем истину не посредством- одного разума, но и с помощью сердца»19; подразумевается, естественно, — сердца, очищенного от страстей. И так бывало уже многократно в истории разных цивилизаций. Некоторые из них погибали, когда разум был уже не способен уви деть свои пределы и, переступая границы познания, впадал в безу мие20. Другие продолжали жизнь и развитие, но коренным образом изменяясь (от греч. т^апспа — изменение, покаяние), ибо всегда правильное развитие было сопряжено с смирением разума, с нрав ственным и духовным очищением народов, в основе которого было заложено правильное религиозное понимание человека и мира. П Р И М Е Ч А Н И Я 1. Термином «мистика» («мистиче ский») здесь и далее обозначается неверный мнимый, духовный опыт, в отличие от опыта действительного богопознания, опыта спасения. В настоящее время употребление это го »термина приобретает особенно принципиальный характер, посколь ку в том его шщзоком значении, охватывающем добро и зло, истину и ложь, Христа и Велиара (2 Кор. 6, 15), в котором он уже привычно употребляется в философской и бо гословской литературе, он особенно легко и незаметно вводит в созна ние разрушительную идею тождест венности по существу аскетических путей всех религий (см., например, Э. Светлов. У врат молчания. Брюс сель, 1971, с. 80—81: «Следуя по пу ти, проложенному созерцанием, ин дийские брахманы приходили к то му же, к чему приходили все ми стики, в какое бы время и в каком бы народе они ни* жили. Яджня- валкья и Будда, Плотин и Apeona- гит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и iip i » множество других ясновидцев Во стока и Запада... Все они, как один, свидетельствуют, что Там... нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя... В священном мраке, скрывающем ос нову основ, они ощутили реаль ность Сущего, АБСОЛЮТА. Страш ная, непереносимая тайна!.. Эту Бездну трудно даже назвать «Бо гом»)... За пределами всего тварно- го и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-цзы называл Дао, Будда — Нирваной, каббалисты — Энсофом, христиане — Божественной Сущ ностью (usía)». Эта теософская идея, совершенно обесценивая уникальную значи мость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Откровения в деле спасения мира и уничтожая, факти чески, само понятие Истины в ре лигии, лишает тем самым человека даже мысли о возможности роко вой ошибки в наиболее сложной и ответственной области жизни — ду ховной, превращая его* таким обра зом, в слепую игрушку своей меч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2