Сибирские Огни № 010 - 1991

летии русские славянофилы видели это и прямо говорили о пагуб­ ных последствиях развития подобного процесса. Вот одно из заме­ чательных такого рода высказываний, принадлежащее И. С. Акса­ кову: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, — писал он, — в кон­ це концов становится регрессом; цивилизация завершается одича­ нием: свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет — уже совлекает — с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином». Европейская цивилизация сегодня — детище «свободного» разу­ ма — все более напоминает растущую змею, заглатывающую свой хвост. Без сомнения, что в самом «проекте» цивилизации падшим человеческим разумом был допущен принципиальный просчет. Сей­ час, в конце 20-го столетия, это становится все очевиднее. Четче вырисовывается путь разума во всех его направлениях, лучше ви­ дятся и его пределы. И в этом видении и осознании очередного ту­ пика, в который зашел разум, оторвавшийся от души, еще раз от­ крывается дверь для его возрождения. Оно возможно только на пути духовно-нравственного очищения человека, его сердца, в кото­ ром происходит познание Бога •— Истины (Мф. 5, 8). Паскаль пра­ вильно писал: «Мы познаем истину не посредством- одного разума, но и с помощью сердца»19; подразумевается, естественно, — сердца, очищенного от страстей. И так бывало уже многократно в истории разных цивилизаций. Некоторые из них погибали, когда разум был уже не способен уви­ деть свои пределы и, переступая границы познания, впадал в безу­ мие20. Другие продолжали жизнь и развитие, но коренным образом изменяясь (от греч. т^апспа — изменение, покаяние), ибо всегда правильное развитие было сопряжено с смирением разума, с нрав­ ственным и духовным очищением народов, в основе которого было заложено правильное религиозное понимание человека и мира. П Р И М Е Ч А Н И Я 1. Термином «мистика» («мистиче­ ский») здесь и далее обозначается неверный мнимый, духовный опыт, в отличие от опыта действительного богопознания, опыта спасения. В настоящее время употребление это­ го »термина приобретает особенно принципиальный характер, посколь­ ку в том его шщзоком значении, охватывающем добро и зло, истину и ложь, Христа и Велиара (2 Кор. 6, 15), в котором он уже привычно употребляется в философской и бо­ гословской литературе, он особенно легко и незаметно вводит в созна­ ние разрушительную идею тождест­ венности по существу аскетических путей всех религий (см., например, Э. Светлов. У врат молчания. Брюс­ сель, 1971, с. 80—81: «Следуя по пу­ ти, проложенному созерцанием, ин­ дийские брахманы приходили к то­ му же, к чему приходили все ми­ стики, в какое бы время и в каком бы народе они ни* жили. Яджня- валкья и Будда, Плотин и Apeona- гит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и iip i » множество других ясновидцев Во­ стока и Запада... Все они, как один, свидетельствуют, что Там... нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя... В священном мраке, скрывающем ос­ нову основ, они ощутили реаль­ ность Сущего, АБСОЛЮТА. Страш­ ная, непереносимая тайна!.. Эту Бездну трудно даже назвать «Бо­ гом»)... За пределами всего тварно- го и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-цзы называл Дао, Будда — Нирваной, каббалисты — Энсофом, христиане — Божественной Сущ­ ностью (usía)». Эта теософская идея, совершенно обесценивая уникальную значи­ мость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Откровения в деле спасения мира и уничтожая, факти­ чески, само понятие Истины в ре­ лигии, лишает тем самым человека даже мысли о возможности роко­ вой ошибки в наиболее сложной и ответственной области жизни — ду­ ховной, превращая его* таким обра­ зом, в слепую игрушку своей меч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2