Сибирские Огни № 010 - 1991

ваемся с откровенной попыткой метафизику превратить в физику, небо подменить землею, и Самого Бога рассматривать не более как универсальный принцип Вселенной. В этом заключается, может быть, одна из наиболее глубоких ошибок позитивистского разума на его пути к истине. В этом же заключается главная ошибка и предыдущего вариан­ та, и в первую очередь в том, что относится к магии. Но обраще­ ние науки к мистицизму не только не расширит границ ее позна­ ния, но уведет еще дальше от познания истины, что неминуемо обернется тяжелейшими последствиями для человечества. Ибо ми­ стика, утверждая так называемую духовную свободу, т. е. факти­ ческий произвол в духовной жизни, тем самым разрушает сами ос­ новы этой жизни. Этим она принципиально отлична от положи­ тельной религии, от христианства, христианских критериев и прин­ ципов жизни. Мистик ищет экстаза, духовных наслаждений, откровений. Он «видит» свое бесстрастие, свою чистоту, свою силу. Он духовно ра­ стет в своих глазах. Он «видит» себя выше всех страстей, не ищет человеческой славы, что воспринимается неопытными за ду­ ховную высоту и смирение, а на самом деле является глубокой гордостью, взращенной за счет подавления всех других страстей. Мистик не познает Бога и потому предпочитает говорить о боже­ ственном Ничто, о Невыразимом, Непознаваемом, о Едином и т. д. Богослов и крупный исследователь религий Ф, Гейлер в своем мо­ нументальном труде «Молитва» верно замечает, что «последова­ тельный мистицизм освобождает представление о Боге от всех лич­ ностных атрибутов, остается «голая» и чистая бесконечность»18. В конечном счете мистик сам себя видит Богом (Быт. 3, 5). Подобный мистицизм в христианстве называется прелестью, т. е. лестью себе в высшей степени, самообманом, погибелью души. Христианские откровения и духовные состояния и переживания, которые, к большому сожалению, часто также называют мистиче­ скими (что приводит к смешению противоположных духовных по­ люсов (2 Кор. 6, 14—15), носят принципиально другой характер. Очевидно, что негативные последствия развития указанной тен­ денции в науке могут быть надлежащим образом оценены лишь при самом серьезном изучении христианских (как всеобщих и оптималь­ ных) принципов жизни и критериев истинности познания. 6. Достижения разума, особенно в современную эпоху, оче показательны. Его небывалые в истории научно-технические успехи сопровождаются появлением столь же небывалых, враждебных жизни, сил разрушения. И в первую очередь эти силы проявляются в духовно-нравственной сфере, где наибольшую опасность пред­ ставляет нарастающий процесс размывания самих критериев добра, красоты и истины. Сейчас стираются границы между добром и злом, все переставляется с ног на голову, перемешивается. И ни современная философия, изъявшая само понятие истины из области своих умозрений, ни тем более наука, для которой духовные кате­ гории вообще — псевдопроблемы, не в состоянии остановить этот процесс, ведущий человечество к гибели. Единственный «Удержи­ вающий» (2 Фес. 2, 7) — Христос-Спаситель, Царь и Господь веч­ ной жизни, все меньше находит себе места в жизни и устремлениях христианских церквей и народов, активно вытесняясь и подменива­ ясь идеей всеобщего социально-экономического прогресса, мечтой царствования человеческого на земле, требующего, естественно, ино­ го спасителя — всеземного царя, антихриста. Уже в прошлом сто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2