Сибирские Огни № 010 - 1991
ваемся с откровенной попыткой метафизику превратить в физику, небо подменить землею, и Самого Бога рассматривать не более как универсальный принцип Вселенной. В этом заключается, может быть, одна из наиболее глубоких ошибок позитивистского разума на его пути к истине. В этом же заключается главная ошибка и предыдущего вариан та, и в первую очередь в том, что относится к магии. Но обраще ние науки к мистицизму не только не расширит границ ее позна ния, но уведет еще дальше от познания истины, что неминуемо обернется тяжелейшими последствиями для человечества. Ибо ми стика, утверждая так называемую духовную свободу, т. е. факти ческий произвол в духовной жизни, тем самым разрушает сами ос новы этой жизни. Этим она принципиально отлична от положи тельной религии, от христианства, христианских критериев и прин ципов жизни. Мистик ищет экстаза, духовных наслаждений, откровений. Он «видит» свое бесстрастие, свою чистоту, свою силу. Он духовно ра стет в своих глазах. Он «видит» себя выше всех страстей, не ищет человеческой славы, что воспринимается неопытными за ду ховную высоту и смирение, а на самом деле является глубокой гордостью, взращенной за счет подавления всех других страстей. Мистик не познает Бога и потому предпочитает говорить о боже ственном Ничто, о Невыразимом, Непознаваемом, о Едином и т. д. Богослов и крупный исследователь религий Ф, Гейлер в своем мо нументальном труде «Молитва» верно замечает, что «последова тельный мистицизм освобождает представление о Боге от всех лич ностных атрибутов, остается «голая» и чистая бесконечность»18. В конечном счете мистик сам себя видит Богом (Быт. 3, 5). Подобный мистицизм в христианстве называется прелестью, т. е. лестью себе в высшей степени, самообманом, погибелью души. Христианские откровения и духовные состояния и переживания, которые, к большому сожалению, часто также называют мистиче скими (что приводит к смешению противоположных духовных по люсов (2 Кор. 6, 14—15), носят принципиально другой характер. Очевидно, что негативные последствия развития указанной тен денции в науке могут быть надлежащим образом оценены лишь при самом серьезном изучении христианских (как всеобщих и оптималь ных) принципов жизни и критериев истинности познания. 6. Достижения разума, особенно в современную эпоху, оче показательны. Его небывалые в истории научно-технические успехи сопровождаются появлением столь же небывалых, враждебных жизни, сил разрушения. И в первую очередь эти силы проявляются в духовно-нравственной сфере, где наибольшую опасность пред ставляет нарастающий процесс размывания самих критериев добра, красоты и истины. Сейчас стираются границы между добром и злом, все переставляется с ног на голову, перемешивается. И ни современная философия, изъявшая само понятие истины из области своих умозрений, ни тем более наука, для которой духовные кате гории вообще — псевдопроблемы, не в состоянии остановить этот процесс, ведущий человечество к гибели. Единственный «Удержи вающий» (2 Фес. 2, 7) — Христос-Спаситель, Царь и Господь веч ной жизни, все меньше находит себе места в жизни и устремлениях христианских церквей и народов, активно вытесняясь и подменива ясь идеей всеобщего социально-экономического прогресса, мечтой царствования человеческого на земле, требующего, естественно, ино го спасителя — всеземного царя, антихриста. Уже в прошлом сто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2