Сибирские Огни № 010 - 1991
роде явления должны следовать одно за другим неизбежно и неиз менно, не нуждаясь во вмешательстве личного или духовного аген та. Итак, ее основоположения тождественны с основоположения ми современной науки»13. Задача магии — заставить духов, высшие силы служить человеку в его исключительно земных интересах без относительно к их нравственному содержанию. И определенная ка тегория ученых также считает, что этические критерии неприло жимы к науке, и что она должна воспользоваться любыми сред ствами для достижения поставленных целей (конечно, земных, по сюсторонних). Особенно большой интерес в развитых странах вызывают сейчас так называемые экстрасенсы, астрология, спиритизм, йога, явления телепатии, телекинеза и прочих «теле» и т. д. Известный американ ский ученый Муди (Moody) видит причину увлечения в современ ном просвещенном обществе магией, колдовством, ведовством, ок культизмом и т. п. в следующем. «Расстояние, отделяющее ра циональный, научный мир от мира магического, — считает он, — небольшое. Наш западный мир проникнут магическим мировоззре нием. Иудео-христианская концепция мира, созданного Богом, обя зательно дополняется миром, в котором царит дьявол; Бог проти востоит дьяволу, силы белого света и духа противостоят легионам тьмы и земных вожделений. Возможно, что подобное биполярное разделение есть врожденное качество человека, но, безусловно, оно является частью западной традиции»1*. Некоторые социологи и психологи на Западе, например, даже склонны видеть положительные моменты в магии и магических культах. Тот же Муди считает, что «сатанисты после прохождения лечения средствами магической терапии становятся лучшими граж данами, чем были до этого». «Возможно, именно поэтому, — заклю чает он, — таким маргинальным культам, как церковь Трапезонда, должна быть оказана поддержка... Все, что увеличивает способ ность индивидуума приспосабливаться к миру, в котором он живет, может и должно стать критерием при оценке новых и вначале мар гинальных институтов нашего общества»15. Фрейд в 1921 году так говорил об отношении психоанализа к оккультизму; «Усилившийся интерес к оккультизму вовсе не обяза тельно должен заключать опасность для психоанализа. Мы дол жны, напротив, быть готовы к тому, что между первым и вторым обнаружится взаимная симпатия... Союз и сотрудничество между психоаналитиками и оккультистами может, таким образом, ока заться допустимым и многообещающим»15. Взаимная тяга оккуль тизма и психоанализа проявилась и в работах К. Г. Онга, как это следует из содержания его книги «Семь проповедей к мертвым», опубликованной в 1917 г. С тех пор ситуация по меньшей мере , лучшей не стала. Прежде чем давать оценку этой тенденции в западной науке, скажем о третьем «духовном» течении в ней, весьма близком к пре дыдущему... Отчетливо она выражена одним из крупных современ ных физиков в США Ч. Таунсом в его статье с очень характерным названием «Слияние науки и религии»17. Основная мысль Таунса в этой статье та, что наука и религия стремятся к одной и той же цели, но разными путями. То есть утверждается мысль о единстве, по существу, науки и религии. Эта деистическая по форме и пан теистическая по содержанию идея неоднократно высказывалась и другими видными учеными и восходит еще к Аристотелю. Но в данном случае она свидетельствует о глубоком непонимании, если не религии .вообще, то христианства безусловно. Здесь мы сталки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2