Сибирские Огни № 010 - 1991
«Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе», когда последний спросил о месте Бога в мире, ярче всего выразил тот абсолютный детерми низм в понимании мира, который присущ этой концепции. Извест но, что одной из самых заветных мыслей Лейбница была мечта о создании так называемой «универсальной характеристики» — алго ритма, с помощью которого чисто механическим путем можно было бы «получить всю истину». Но живая природа, не говоря уже о че ловеке, никак не вмещалась в эту доктрину, поэтому позднее в нее включили понятие вероятности и всё стали объяснять некоторым (хотя и не поддающимся никакому измерению) сочетанием при чинности и случая или «Случая и Необходимости», если употре бить название книги французского биолога Жака Моно. Эта, как ее часто называют, «научная точка зрения на мир» в своей основе — позитивистская, и она включает в себя убеждение, что един ственная истина есть истина «объективная», т. е. та, которая мо жет быть засвидетельствована специальными наблюдениями и изме рениями, доступными каждому беспристрастному исследователю. Все остальное, что выходит за границы так называемого объек тивного наблюдения и эксперимента, например, Бог,-дух, вечность, любовь, радость и т. д., является субъективным, эмоциональным и не .имеет никакого отношения к науке и истине. Современная наука при всех ее громадных достижениях, а точ нее, благодаря им является более скромной, чем наука недавнего прошлого. Ученые теперь реже, чем в прошлом, говорят о безуслов ных законах и чаще — о теориях и гипотезах, меньше — о детер минизме и больше — о вероятности, меньше — об «истине» и боль ше — о «моделях». А модели эти понимаются не как умственные или наглядные копии реальности, а как эффективные методы раз мышления над проблемами реальности для достижения поставлен ных человеком целей. Интересны и весьма показательны при этом и те критерии, кото рые применяются ныне для оценки новых теорий. Их два вида. Одни являются своего рода выражением удовлетворения своим по ниманием мира. Так, если новая теория увязывает явления, кото рые не связывались предыдущими теориями, или может эти явле ния сопоставить более «красивым» (А. Пуанкаре, П. Дирак) или «простым» (Э. Мах) способом, то эта теория считается убедитель ной и истинной. Другая разновидность критериев имеет отношение к функциональности: истинной считается та теория, которая может быть проверена экспериментально и обладает предсказательностью. Однако эти вторые критерии очень часто «не работают» без первых. Ф. Франк по этому поводу остроумно замечает: «Наука похожа на детективный рассказ. Все факты подтверждают определенную гипо тезу, но правильной оказывается, в конце концов, совершенно дру гая гипотеза»5. Существуют четыре другие характерные особенности современ^ ной науки, особенно интересные в плане уяснения степени досто верности ее выводов. Во-первых, сейчас ученые редко говорят о «научном методе»- в смысле какого-то единственного универсально го метода науки. Они говорят о методах и изобретают новые ме тоды для решения новых проблем. (Методы, например, математи ков, разрабатывающих неевклидову геометрию, совершенно отлич ны от методов генетиков, изучающих структуру молекул ДНК). Во-вторых, чтобы понять одни и те же явления, ученые создают разные дополнительные модели. Наиболее известный пример отно сится к структуре света, где в зависимости от целей свет расс.мат-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2