Сибирские Огни № 010 - 1991
щего, т. е. вопрос о бытии бытия. Но и здесь, прежде чем ответить на этот вопрос, она должна была убедиться в достоверности са мих познавательных возможностей человека, убедиться в том, что мышление в состоянии адекватно постигать реальность и, более то го, познавать само себя, т. е. убедиться, что мышление в состоя нии доказать истинность себя... через себя же. Возник настоящий тупик в философии: если началось с законного сомнения в наших возможностях познавать бытие, то теперь уже ставятся под сомне ние результаты деятельности познавательной способности в отно шении самой себя; иначе сказать: если вначале было недоказуемо существование бытия, то теперь уже оказывается недоказуемо и су ществование самого рассудка. Так сомнение, призванное возвести философию на высший уровень достоверного знания о бытии, при вело ее к осознанию своей полной и вечной недостоверности. Р. Виль точно заметил: «Неудержимо стремясь к своему концу, и история мира, и история философии обнаруживают себя как история утра ты бытия». Русские мыслители-славянофилы, ставя диагноз недуга западной философии, проницательно усматривали корни зла в автономии рассудочного начала и призывали (А. С. Хомяков) строить онтоло гию, исходя из теистической посылки «водящего Разума»4. Ибо ес ли нельзя доказать существование бытия на пути рассудка, то это еще не означает, что нет никакой другой возможности его до казать. Таким образом, отрицательные результаты западной филосо фии (и в этом ее большая заслуга)" приводят с необходимостью к тому, что сам рассудок побуждает нас искать пути к новому онто логическому мышлению и санкционирует его. Так историческое дви жение философствующего разума на пути искания истины приводит человека к исходному пункту религиозного миропонимания. Это подтверждают и последующие (после Гегеля) попытки мы сли —хотя и освободившиеся от старых проблем гносеологической безысходности, но не ставшие на путь онтологизма — обратиться к наличному бытию и решить таким образом проблему сущего. Они ничего не дали. Речь идет о так называемой философии культуры и философии существования. Первое направление берет за основу свидетельство коллективно-исторического сознания, которое оно находит в отложившихся формах культуры. Но, расширив фило софский субъект, культурфилософия совершенно уходит от сущно стного вопроса: что лежит в основе мира? Философия существования тоже исходит из наличного бытия, но теперь уже не из внешней, а из внутренней данности. Возвра щаясь к бытию человека, экзистенциализм порывает с «враждебной вселенной» и всяким вне- и сверхличным бытием. В обоих случаях, таким образом, происходит возврат от голого рассудка к «бытию» — но бытию, взятому на феноменальном уров не, лишенному онтологичности: коллективному или индивидуально му. А вопрос о Бытии или Истине, тем временем, совершенно исче зает из поля зрения философа. 4. Другой путь в поисках истины проходит разум в естественно научном познании мира. И хотя этот пусть исторически значительно короче, чем у философии, однако он не менее эффективен в своих достижениях. К каким результатам приходит научная мысль в по знании бытия? В 18—19 веках и отчасти, «по инерции», в 20 веке в науке гос подствовала чисто механическая концепция, которая рассматривала мир не более как огромный механизм, действующий по строгим, раз и навсегда данным, законам. Известный ответ Лапласа Наполеону:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2