Сибирские Огни № 010 - 1991
и они без наполнения их определенным, заимствованным опять-таки из «эмпирии», содержанием 'оказались бы беспредметными для со знания и потому «неработающими». И даже, в особом интуитивном или мистическом озарении созерцая глубинную реальность, выходя щую за пределы этого «трехмерного» мира, философ не смог бы ее описать ввиду полного отсутствия соответствующих слов — поня тий или образов в нашем человеческом лексиконе. К тому же, как правило, все наши слова-понятия (кроме математических абстрак ций) очень неопределенны. В. Гейзенберг справедливо писал по это му поводу: «Значения всех понятий и слов, образующиеся посред ством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены... Поэтому путем только рационального мышле ния никогда нельзя прийти к абсолютной истине»2. Интересно сопоставить эту мысль современного ученого и мыс лителя с высказыванием христианского подвижника, жившего тыся челетием раньше Гейзенберга, квантовой механики не знавшего и естествознанием не занимавшегося — преподобного Симеона Ново го Богослова. Вот его слова: «Я... оплакивал род человеческий, так как, ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия и вещи, и слова, и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто ни из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать»3. Оба эти высказывания, как видим, говорят по существу одно и то же: истина, как бы мы ее ни называли, трансцендентна рассудку. И если понятно, что невозмож но с помощью понятий трехмерного мира описать реалии мира п-мерного, и тем более бесконечномерного (а, быть может, бытие именно гтаково?), то тем более рассудок должен остановиться, если истина вообще иррациональна. К тому же философия, ставя вопрос об истинности познания, осуществляемого в ее недрах, оказывает ся в заколдованном круге. Она (как и любая формальная система) не может доказать свою истинность (что доказал Гёдель своей второй теоремой о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой этой системы), так как в принципе не способна выйти за пределы той рационально-эмпириче ской данности, которая очерчена кругом ее логико-понятийного ап парата. К этому выводу фактически философия пришла и в своем историческом развитии, исследуя проблему бытия. 3. Кратко путь разума на этом, историко-философском, напра лении можно представить в следующем виде. Что есть безусловно сущее? — С этого вопроса началась наша европейская философия в древней Элладе. И поскольку таковым не мог быть признан изменчивый мир, эта «неверная» наличная реаль ность, уже первые мыслители, милетцы, Гераклит и другие, в каче стве первого начала («единого во многом») утверждали то, что может быть усмотрено лишь метафизически. Однако такой догма тический подход, особенно перед лицом разнообразных ответов, не мог долго удовлетворять человеческий разум. В поисках того сущего, причастность к которому осмысливала бы и бытие мира и личное бытие, человек начал искать безусловного доказательства истины. Так в философии, наряду с онтологической целью, возник ло второе измерение — логические средства, и эти ее дпа измере ния — экзистенциальность и рациональность — определили всю ее дальнейшую судьбу. С наступлением нового времени на Западе умозрение стало на путь тотального сомнения. Ведь, чтобы стать «строгой наукой», философия оказалась вынужденной в решении вопроса о подлинно сущем сначала поставить вопрос о существовании самого этого су
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2