Сибирские Огни № 010 - 1991
ни Булгаков на нашу хвалу или хулу, на нашу злобу дня уже не ответят, диалога не поддержат. Ю. МЕРЗЛЯКОВ, профессор, доктор физико-математических наук. О опрос о смысле жизни или о том, что есть бытие или что есть ^истина, всегда стоит перед человечеством, несмотря ни на разъедающий философский скепсис, ни на попытки разума ограничить жизнь чисто позитивистским или утилитарным восприя тием жизни. Настоящее сообщение предполагает дать краткий анализ пути разума и его границ в поисках истины на философском и научном направлениях творческой мысли. 1. Что есть истина? В попытке ответить на этот вопрос на аре ну истории выступают четыре основных претендента: философия, наука, мистика, религия (порядок перечисления обусловлен чисто методологическими соображениями). Кратко выразить их ответы на вопрос вопросов можно следую щим образом. Философия (для которой этот вопрос существует): истина — это искомый результат деятельности «чистого» разума, ибо истина ра циональна и может быть выражена в конкретных понятиях и суж дениях. Не. все системы мысли, как кажется, принимали это поло жение. Но свое несогласие они опять-таки обосновывали дискур сивно-логическим методом, подтверждая тем самым, что рассудок и ими рассматривается в качестве верховного судьи в разрешении этого вопроса. Наука (естествознание): истина есть «объективная реальность», постигаемая главным образом эмпирическим путем, или (20-й век) «полезная» модель этой реальности. Мистика1 (всех времен): истина есть невыразимое «нечто», пере живаемое личностью в опыте внутреннего с ним слияния. Познание «ничто», по существу, внеконфессионально, оно не связано ни с ка ким «ортодоксальным» учением. Христианство: истина есть Сам Бог, бесконечный в Своей позна ваемости и потому всегда непостижимый по существу, но постоян но открывающийся в Своих действиях. Истина есть Бог воплотив шийся — Господь Иисус Христос, познание Которого обусловлено строгими законами духовной жизни. В отличие от философии и науки, методы которых поддаются полностью рациональному контролю, мистика иррациональна, рели гия же, как охватывающая всю полноту познавательных способно стей человека, на разных этапах его духовного развития предлагает разные методы познания как рационального, объективного (научное богословие), так и иррационального, духовного порядка. 2. Почему глубокое сомнение вызывает философский метод искания истины? В первую очередь потому, что этот метод являет ся, по существу, чисто рациональным, т. е. включающим в себя известную логику и определенный понятийный аппарат, что делает философию обычной формальной системой. Но если логика — вещь чисто инструментальная и бесстрастная, то с понятиями дело обсто ит несравненно хуже. Не касаясь проблемы «универсалий», можно констатировать лишь следующий факт. Философия пользуется язы ком, который является отражением нашей человеческой деятельно сти. И даже если принять, что существуют априорные понятия, то 7 Сибирские огни № 10 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2