Сибирские Огни № 010 - 1991

ни Булгаков на нашу хвалу или хулу, на нашу злобу дня уже не ответят, диалога не поддержат. Ю. МЕРЗЛЯКОВ, профессор, доктор физико-математических наук. О опрос о смысле жизни или о том, что есть бытие или что есть ^истина, всегда стоит перед человечеством, несмотря ни на разъедающий философский скепсис, ни на попытки разума ограничить жизнь чисто позитивистским или утилитарным восприя­ тием жизни. Настоящее сообщение предполагает дать краткий анализ пути разума и его границ в поисках истины на философском и научном направлениях творческой мысли. 1. Что есть истина? В попытке ответить на этот вопрос на аре­ ну истории выступают четыре основных претендента: философия, наука, мистика, религия (порядок перечисления обусловлен чисто методологическими соображениями). Кратко выразить их ответы на вопрос вопросов можно следую­ щим образом. Философия (для которой этот вопрос существует): истина — это искомый результат деятельности «чистого» разума, ибо истина ра­ циональна и может быть выражена в конкретных понятиях и суж­ дениях. Не. все системы мысли, как кажется, принимали это поло­ жение. Но свое несогласие они опять-таки обосновывали дискур­ сивно-логическим методом, подтверждая тем самым, что рассудок и ими рассматривается в качестве верховного судьи в разрешении этого вопроса. Наука (естествознание): истина есть «объективная реальность», постигаемая главным образом эмпирическим путем, или (20-й век) «полезная» модель этой реальности. Мистика1 (всех времен): истина есть невыразимое «нечто», пере­ живаемое личностью в опыте внутреннего с ним слияния. Познание «ничто», по существу, внеконфессионально, оно не связано ни с ка­ ким «ортодоксальным» учением. Христианство: истина есть Сам Бог, бесконечный в Своей позна­ ваемости и потому всегда непостижимый по существу, но постоян­ но открывающийся в Своих действиях. Истина есть Бог воплотив­ шийся — Господь Иисус Христос, познание Которого обусловлено строгими законами духовной жизни. В отличие от философии и науки, методы которых поддаются полностью рациональному контролю, мистика иррациональна, рели­ гия же, как охватывающая всю полноту познавательных способно­ стей человека, на разных этапах его духовного развития предлагает разные методы познания как рационального, объективного (научное богословие), так и иррационального, духовного порядка. 2. Почему глубокое сомнение вызывает философский метод искания истины? В первую очередь потому, что этот метод являет­ ся, по существу, чисто рациональным, т. е. включающим в себя известную логику и определенный понятийный аппарат, что делает философию обычной формальной системой. Но если логика — вещь чисто инструментальная и бесстрастная, то с понятиями дело обсто­ ит несравненно хуже. Не касаясь проблемы «универсалий», можно констатировать лишь следующий факт. Философия пользуется язы­ ком, который является отражением нашей человеческой деятельно­ сти. И даже если принять, что существуют априорные понятия, то 7 Сибирские огни № 10 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2