Сибирские Огни № 010 - 1991
этом воспоминании представляются вопросы, ожида ющие решения. У Фалька есть абаканские изображения, мужские и женские. Физиономия их очень походит на физиономию якутского племени. По этому есть основание думать, что якуты здесь живали в древности и что иссеченные из камня рожи могут быть приписаны их мастерству, так как ныне они отличаются способностью в резьбе на дереве. Откуда пришли на берега Енисея и Томи киргизы, с которыми мы встретились сперва под Томском в 1606 г., потом близ Красноярска в 1628-м? Когда, куда они ушли с Енисея и Томи, по какому побуждению? И разнятся ли они от киргизов трех орд? Харезмский сборщик Абулгази размещал кирги зов между Уйгур-Мураном (Енисеем, по Клапроту) и Селенгою. Размещение сие довольно достоверно, хотя и не вполне точно. Мы подтверждаем свое прежнее суждение* вещественными свидетельствами, доныне живыми, т. е. забайкальскими кладбищами, которые означаются плитами и видимы от устья Ингоды до р. Джиды. У монголов эти кладки наносных плит слывут кладбищами кергетов, и кому лучше знать названия могильных урочищ, как не соседям, кото рых предки сперва вытеснили кергетов из Забайкалья, потом жили подле бок с ними? Поэтому размещение старинных киргизов начиналось от слияния Ингоды с Ононом, и продолжалось к западу за Селенгу. Выхо дит, что кладбища по Джиде значат повременные при ближения киргизов к Енисею, к Июсам и Катуни. Можно исторически утверждать, что потомки керге тов забайкальских, в эпоху русскую, распространя лись до Катуни, потому что в 1797 г. киргизы разори ли рудные заведения при Каштаке, находившиеся, по всей вероятности, в ветви хребта Кузнецкого, по р.. Мрассу. Что касается до другого вопроса, наши сочините ли, со слов военнопленных шведов, принимают за правду, что удаление киргизов от красноярской гра ницы исполнено контайшою, по требованию нашего правительства, для прекращения пограничных раздо ров. Дело, по-видимому, сбыточное, но где и какое подтверждение делу, не так легкому? История может ли верить слуху глухому, не определяющему ни вре- * См. Сибир. Вестник о забайкальских достопамятностях. К до водам киргизского кочеванья за Байкалом можно прибавить оз. Кир- Гиз-Нор, лежащее в Халхе, по словам о. Иакинфа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2