Сибирские Огни № 010 - 1991

ям одуревающим, которые расстроивают мысль и ор­ ганизм. г) Государевою грамотою 5 марта 1652 г. поведе­ но карачейскую самоедь с ласковостию склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком. д) В следующем году велено карачейскому князь­ ку Хулееву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов — велеть сыскивать разбежавшихся само­ едов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак. е) В 1709 г. велено продавать белку белую в каз­ ну, под опасением в противном случае смертной каз­ ни. ж) Митрополит Филофей от 7 сентября 1725 г. из­ вестил губернскую канцелярию, что казаки, за яса­ ком посылаемые, берут вместо подводчиков красиво- лицых девочек остятских и дорогою насилуют, на что жаловаться не смеют застращиваемые родители. з) Русские березовцы покупали 7-летних остячек по 20, а мальчиков того же возраста — по 25 к. и записывали их в холопы, подобно как поступали в Якутском крае, в позднейшее к удивлению время. Указом 29 июля 1726 г. велено отобрать всех, проти­ возаконно вовлеченных в холопство, и отпустить к родным. и) Митрополит Филофей в 1726 г., ревнуя просве­ тить верою обдорских дикарей, встречен был от них близ Обдорска самым неприязненным образом, с опасностию жизни для проповедника. Виновные, че­ ловек до 100 , были впоследствии наказаны. i) Самоеды, ныне представляющиеся праводуш­ ными и умеренными, тогда не только грабили сосед­ них остяков за принятие христианства, но и убивали их, по обычаю жестокому вырезывали сердца и ели, а над телами мертвыми делали самые гнусные пору­ гания. Что за слезная участь племени остятского? И обращается оно в христианство с бедами, и пресле­ дуется за христианство от соседей бедами более горь­ кими, ужасающими! Между тем же само племя чуж­ дается всякой переимчивости, назидательной для ду­ ха и полезной для быта житейского. Очень горестно чувствовать, что оно разделяет с нами истины и ус­ пехи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2