Сибирские Огни № 010 - 1991
ям одуревающим, которые расстроивают мысль и ор ганизм. г) Государевою грамотою 5 марта 1652 г. поведе но карачейскую самоедь с ласковостию склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком. д) В следующем году велено карачейскому князь ку Хулееву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов — велеть сыскивать разбежавшихся само едов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак. е) В 1709 г. велено продавать белку белую в каз ну, под опасением в противном случае смертной каз ни. ж) Митрополит Филофей от 7 сентября 1725 г. из вестил губернскую канцелярию, что казаки, за яса ком посылаемые, берут вместо подводчиков красиво- лицых девочек остятских и дорогою насилуют, на что жаловаться не смеют застращиваемые родители. з) Русские березовцы покупали 7-летних остячек по 20, а мальчиков того же возраста — по 25 к. и записывали их в холопы, подобно как поступали в Якутском крае, в позднейшее к удивлению время. Указом 29 июля 1726 г. велено отобрать всех, проти возаконно вовлеченных в холопство, и отпустить к родным. и) Митрополит Филофей в 1726 г., ревнуя просве тить верою обдорских дикарей, встречен был от них близ Обдорска самым неприязненным образом, с опасностию жизни для проповедника. Виновные, че ловек до 100 , были впоследствии наказаны. i) Самоеды, ныне представляющиеся праводуш ными и умеренными, тогда не только грабили сосед них остяков за принятие христианства, но и убивали их, по обычаю жестокому вырезывали сердца и ели, а над телами мертвыми делали самые гнусные пору гания. Что за слезная участь племени остятского? И обращается оно в христианство с бедами, и пресле дуется за христианство от соседей бедами более горь кими, ужасающими! Между тем же само племя чуж дается всякой переимчивости, назидательной для ду ха и полезной для быта житейского. Очень горестно чувствовать, что оно разделяет с нами истины и ус пехи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2