Сибирские Огни № 010 - 1991
реходят в другую комнату, где стол убран китайски ми закусками, и снова принимаются за бутылки с медом, пивом и другими напитками из водки. Попой ка продолжается до вечера. Если едут в поле, бутыл ки не отстают от них». «В Пасхальную неделю чиновники ездят друг к другу с поздравлениями и после взаимных обнима ний пьют в каждом доме. Простой народ в праздники предается пьянству и разврату». Вот черты, под которыми наблюдатель неба и го родов описывал Тобольск, и с тем вместе главные го рода Сибири, один на другой похожие. Но мы с него дованием пропускаем колкие высказывания о наших обычаях и свадебных обрядах, общих в то время с Россиею и притом представленных Шаппом без цело мудрия и даже без благопристойности. Ни звание астронома, ни имя аббата не попрепятствовали ему принять роль дружки, на одной русской свадьбе, что бы после выдать бесстыдное описание старинного обы чая и обесславить свое творение скаредною картин кою. По заслуге достойный Паллас назвал ученого аббата вертопрахом, и этот вертопрах в последней по ловине XVIII века был один из безнравственных французских ученых. Шапп был тех мыслей о русских, что они, рождаясь с грубым строением, будто бы не способны вмещать ни воображения, ни гения и верил в язвительное слово известного Монтескье, что, для возбуж дения в русском чувства, надобно ободрать его. Прилично ли так го ворить гению, если Монтескье был в самом деле гений? Наша Елиса- вета, не читавши пресловутого сборника о д у х е законов, уничтожила смертную казнь в поучение Европы, смягчила наказания, и видела двух или трех поэтов, витию в Гедеоне Криновском, зодчего Кокори- нова из сибиряков, и создала живописца Лосенка. Совокупляя сведения о Тобольске, мы не сказали до сих пор, для чего в этом городе, отчасти населяе мом магометанами и окружаемом их деревнями, не стало с 1747 г. мечетей? До упомянутого года в уезде было 66 и в камом городе — 2 мечети, и все оне по духу времени и по настоянию сибирского митрополи та сломаны. Правительство, не порицая того, что сделано по ревности, и вместе удовлетворяя просьбе магометан, постановило правилом, чтобы дозволить им строить свои молельни: а) в полуверсте от горо дов сибирских; б) в уезде не иначе, как при определен ном числе прихожан, от 200 до 300 душ. Тогда в уез де жило магометан до 5 843, следственно, законное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2