Сибирские Огни № 008 - 1991

соединяют внешнюю молитву со внутренней, не мона­ хи, а черные головешки!» Он советовал во время Бо­ гослужения в храме стоять с закрытыми глазами или смотреть на икону или горящую свечу. Высказывая эту мысль, преподобный Серафим предлагал прекрас­ ное сравнение жизни человеческой с восковой свечой. Знаменитым стало молитвенное правило препо­ добного Серафима для мирян, которые по причине сложных жизненных обстоятельств не могут вычиты­ вать всех обычных утренних и вечерних молитвчПра­ вило это следующее: утром, перед обедом и вечером трижды читать молитвы «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся», один раз Символ веры. Преподобный советовал, занимаясь необходимыми делами, с утра и до обеда творить молитву Иисусову «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», или просто «Господи, помилуй», а с обеда до вечера — «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешного». «В молитвах внимай себе, — говорил под­ вижник, — то есть ум собери и соедини с душою. Сначала день, два и больше твори молитву сию од­ ним умом, раздельно внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою Благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух, тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя». Пре­ подобный Серафим назидал, что, исполняя это прави­ ло со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни. Прочитывая еже­ недельно весь Новый Завет, Саровский подвижник на­ ставлял: «Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в ра­ зуме, который изменяется изменением Божествен­ ным». Приобщаясь Святых Христовых Таин каждое вос­ кресение и каждый праздник неопустительно, препо­ добный Серафим на вопрос, как часто следует при­ ступать к Причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Причащением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в сми­ ренном токмо сознании всегреховности своей присту­ пал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2