Сибирские Огни № 008 - 1991

престанной молитве. Взыскуя еще более суровых под­ вигов для того, чтобы очистить свое сердце и узреть Бога, преподобный Серафим ушел в затвор. За долгие годы пустынножительства и затвора, когда сердце по­ движника преисполнено было любовью к Богу, рас­ крылась в преподобном Серафиме и особая любовь к людям. Святой Серафим не раз удостаивался многих видений и особых явлений милости Божией, подкреп­ лявших его в подвигах. Господь удостоил святого старца и благодатных даров: прозрения, утешения и врачевания душ и телес. % 25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празд­ нуемыми в этот день святителями Климентом Рим­ ским и Петром Александрийским явилась в сонном видении преподобному Серафиму, повелела ему вый­ ти из затвора и принимать у себя всех, кто искал на­ ставления, утешения, руководства и исцеления. С то­ го времени ожили дороги и тропы, ведущие в Саров. «Радость моя», — такими словами встречал препо­ добный Серафим каждого приходившего к нему. Од­ ним своим словом он согревал самые зачерствелые и заскорузлые сердца, вызывая в них «теплоту сердеч­ ную» — стремление к добру и Богу, которое и греш­ ных людей обращает к покаянию и внутреннему пре­ ображению. Внутренний взор преподобного Серафима так глубоко проникал в души, что в каждом, в каком бы состоянии ни приходил к нему человек, он видел черты образа Божия, видел то, чем мог бы быть этот человек, и радовался его сокровенной красоте. Проведя всю жизнь в особых подвигах, он совето­ вал идти «царским», т. е. средним, путем и не брать на себя чрезмерно трудных деяний. «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, — говорил преподобный Серафим, — сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для достижения ее. Истинная цель нашей жизни христианской есть стяжание Духа Святого Бо­ жия». Главным средством к стяжанию Духа Святого преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удоб­ нее всего всякому исправлять». Преподобный Сера­ фим считал необязательными длинные молитвенные правила, но при этом строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: «Те монахи, кои не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2