Сибирские Огни № 008 - 1991

людские, и все больше судьбы печальные, безысходные, помеченные и оплаканные писательским словом. Приволоченная, поросшая мел­ ким кустарничком, широкая балка; крутояр, с которого уносился на санках сын крестьянина Василия Зверева. На крутояре бро­ шенная и разоренная усадьба, с голыми окнами, растворенными са­ раями и стайками, с порушенным и растасканным заплотом. Огля­ дев эту горемычную усадьбу, двинулись дальше и, утопая в глу­ боком сумете, пробились кое-как в церковь. Помню, с какой болью говорил Алексей Васильевич об Усть-Кудинской церкви, когда мы осматривали ее, похожую на беспризорную усадьбу, разворочен­ ную, изнутри и снаружи исписанную безбожно, обращенную, да простят мне устькудинцы грубое словцо, в общественную уборную, куда бегают до ветра, если прижмет вдруг посреди улицы. Стыд и срам!.. А ведь церкви уже чуть ли не два века, и не говоря уж о том, что она являет собой несомненное произведение каменного зодчества, она ведь и святыня Усть-Куды, поскольку в ней моли­ лись деды и прадеды коренных устькудинцев, правили души к све­ ту и добру, поскольку в ней крестились по рождению, венчались по молодости и отпевались по смерти предки нынешних селян. Так отчего же мы, супостаты, не понимаем, что, обойдясь подобным Образом со святыней народного духа, мы все равно что святотат­ ственно надругались над могилами своих отцов и матерей?! И да­ ром нам это святотатство не проходит, ох, какую- дорогую цену платим мы за свои грехи, а все не можем опомниться. И об этом слово писателя. Повести и рассказы Алексея Василь­ евича Зверева, как лучшие произведения русской литературы, за­ клинание народу, чтобы он вспомнил себя — вспомнил себя высо­ кого и светлого духом, даже в страданиях и растерянности не те­ рявшего любви к своему ближнему, к земле отцов и дедов, к обы­ чаям своего рода-племени. В этом смысле проза Алексея Зверева в талантливых своих образцах стоит в одном ряду с лучшей рус­ ской прозой, прозванной деревенской, и это проза, чаянная Львом Николаевичем Толстым, начавшим в свое время издание крестьян­ ских писателей — писателей от самых народных-корней, от земли- матушки. Анатолий Григорьевич Байбородин родился в 1950 году в Забайкалье, селе Сосново-Озерск. После окон­ чания Иркутского университета работал в районных и молодежных газетах Восточной Сибири. Рассказы и очерки печатал в журналах «Наш со­ временник», «Байкал», в еженедельнике «Литературная Россия», в чехословацком, издании альманаха «Совет­ ская литература», в альманахе «Сибирь». Автор книг повестей «Старый покос » (Иркутск, 1983 г.), «Поздний сын » (Москва, «Современник» 1988 г.), романа «Боже мой...» (Иркутск, 1989 г.). Член Союза писателей. Живет в Иркутске. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2