Сибирские Огни № 008 - 1991
людские, и все больше судьбы печальные, безысходные, помеченные и оплаканные писательским словом. Приволоченная, поросшая мел ким кустарничком, широкая балка; крутояр, с которого уносился на санках сын крестьянина Василия Зверева. На крутояре бро шенная и разоренная усадьба, с голыми окнами, растворенными са раями и стайками, с порушенным и растасканным заплотом. Огля дев эту горемычную усадьбу, двинулись дальше и, утопая в глу боком сумете, пробились кое-как в церковь. Помню, с какой болью говорил Алексей Васильевич об Усть-Кудинской церкви, когда мы осматривали ее, похожую на беспризорную усадьбу, разворочен ную, изнутри и снаружи исписанную безбожно, обращенную, да простят мне устькудинцы грубое словцо, в общественную уборную, куда бегают до ветра, если прижмет вдруг посреди улицы. Стыд и срам!.. А ведь церкви уже чуть ли не два века, и не говоря уж о том, что она являет собой несомненное произведение каменного зодчества, она ведь и святыня Усть-Куды, поскольку в ней моли лись деды и прадеды коренных устькудинцев, правили души к све ту и добру, поскольку в ней крестились по рождению, венчались по молодости и отпевались по смерти предки нынешних селян. Так отчего же мы, супостаты, не понимаем, что, обойдясь подобным Образом со святыней народного духа, мы все равно что святотат ственно надругались над могилами своих отцов и матерей?! И да ром нам это святотатство не проходит, ох, какую- дорогую цену платим мы за свои грехи, а все не можем опомниться. И об этом слово писателя. Повести и рассказы Алексея Василь евича Зверева, как лучшие произведения русской литературы, за клинание народу, чтобы он вспомнил себя — вспомнил себя высо кого и светлого духом, даже в страданиях и растерянности не те рявшего любви к своему ближнему, к земле отцов и дедов, к обы чаям своего рода-племени. В этом смысле проза Алексея Зверева в талантливых своих образцах стоит в одном ряду с лучшей рус ской прозой, прозванной деревенской, и это проза, чаянная Львом Николаевичем Толстым, начавшим в свое время издание крестьян ских писателей — писателей от самых народных-корней, от земли- матушки. Анатолий Григорьевич Байбородин родился в 1950 году в Забайкалье, селе Сосново-Озерск. После окон чания Иркутского университета работал в районных и молодежных газетах Восточной Сибири. Рассказы и очерки печатал в журналах «Наш со временник», «Байкал», в еженедельнике «Литературная Россия», в чехословацком, издании альманаха «Совет ская литература», в альманахе «Сибирь». Автор книг повестей «Старый покос » (Иркутск, 1983 г.), «Поздний сын » (Москва, «Современник» 1988 г.), романа «Боже мой...» (Иркутск, 1989 г.). Член Союза писателей. Живет в Иркутске. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2