Сибирские Огни № 008 - 1991
Как по синему морю да океану Качает девицу волной, Да никто ее не пожалеет, Да никому ее не жаль... — поет бабка Луша в рассказе «Как по синему морю...» уже не нужную молодым русским нашу старину, выпевая самое свое за ветное. Да никто ее не пожалеет, Да никому ее не жаль... Но писатель-то ее жалеет, бережет — любит значит, как род ную мать, как всякого живого человека, живущего пусть тихо и неброско, но только не лукаво, только с поклоном взрастившим и вспоившим роду-племени и всей земле русской... Достаточно высоко, в упрек нашей нечуткой и несмелой крити ке, оценил творчество писателя Валентин Распутин: «И еще одно качество привлекает в прозе А. Зверева: она проста и незаметна, бесхитростна и скромна настолько, что у тебя нет ощущения чте ния, труда от чтения, а есть ощущение движения вместе с автором и его героями, видения, слышания, участия во всем том, что дела ют они. Так, читая и словно не читая, радуясь, ненавидя, сокру шаясь, печалясь, соглашаясь и не соглашаясь — проживая, одним словом, ту же самую, что и они, жизнь, подвигаешься потихоньку к концу повествования... Чувство прочности и надежности прозы, какой-то особой важности ее в жизни охватывает всякий раз меня, когда я читаю повести и рассказы Зверева. Чувство полного дове рия к автору, ко всему тому, что и как он пишет, хотя письмо его, лишенное всяких литературных ухищрений, напоминает порой уст ный рассказ — со всем удивительным богатством народной речи, но и со всевозможной неприглаженностью». ...В Усть-Куду мы прикатили, ясное дело, на казенной легко вушке, но мне потом вообразилось, будто ехали мы с Алексеем Ва сильевичем Зверевым в санях, как в досельиое время, как двести лет ездили устькудинцы в Иркутск и, окажем, продав рыбеху, дро ва, сено или намороженное кругами молоко, призаначив подальше выручку, накупив гостинцев домочадцам, возвращались назад. Еха ли не шибко, не погоняя закуржавевшего инеем, припотелого ко ня, и, полулежа на овчинной дохе, брошенной поверх сена, вытя гивали на весь санный путь степенную беседу, а то и заводили старинушку: Во субботу день ненастный — Нельзя в поле работать, Нельзя в поле работать, Ни боронить, ни пахать.., Ранние зимние сумерки. Мутно-синий застоялый свет. Засне женные увалы и чернеющие голыми сучьями березовые колки, из далека похожие на стриженые гривы коней, спящих по краям не оглядного поля. От берез четкие, длинные тени на сероватом, исси ня, пушистом снегу. Хлебные поля, где на лысоватых буераках трепещут на ветру пучки соломы. Вдоль перелеска и реки, какую можно угадать по чернеющим тальникам и черемушникам, вихле- ватый санный путь, через который, свиваясь косами, ползет легкая поземка; конь, запряженный в сани, виден на проселке темным, все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2