Сибирские Огни № 008 - 1991
хоть и немочь одолевала, хоть и всю разламывало перед непо годьем, огородом не попускалась; чуть ли не ползком ползала по грядам, а картошку сеяла. — Картошку выкопал, в подпол ссыпал — душа на спокое, с голоду не пропадешь, — хвасталась она. — Хлебушка прикупай, чаю да соли — и можно жить, не тужить. А на хлебушек, слава те, господи, пока хватает — пенцию дали... Как смалу впряглась в колхозную работушку, от темна до тем на, так и до старости не разгибала спину, и вырешили ей, как и миллионам наших колхозников, вынесших на своем горбу войну,— двадцать рублей с копейками. Живи, бабка, радуйся и ни в чем себе не отказывай — заслужила. Жил я у старухи чуть больше недели. И помню, как-то вечером зашла она в махонькую, низенькую горенку, где я спал, и попро сила чего-нибудь почитать на сон грядущий. Было у меня иску шение, прямо-таки зуд — сунуть ей свой рассказик, напечатанный в альманахе «Сибирь», но только я об этом помыслил, глядя на усохшую, скрюченную, одинокую, как перст, старуху, как вдруг рассказик увиделся мне таким бесстыдно придуманным перед ли ком скорбной жизни, таким лукавым, что я готов был порвать его с досады, не говоря уж о том, чтобы дать его старухе. И тогда я решил вручить ей повесть Алексея Васильевича Зверева «Гарусный платок», которую незадолго перед тем прочел. Нацепив круглые очки, где вместо дужек были привязаны пет ли из ссученной дратвы, устроившись под лампочкой на кухонном столе, повертев книгу и так, и эдак, стала она читать, мерно ше веля одрябшими губами и пришепетывая. Читала она неоколько ве- ■черов кряду, закладывая странички желтым и хрустким листком отрывного настенного численника и водружая поверх книги свои очки. Иногда, вдруг остановившись, точно выбившись из моченьки, заворачивала ко мне за крашеную переборку и с заслезившимися глазами начинала вспоминать о своем предвоенном сиротском де вичестве, когда не в чем было выйти на мост, где над речкой пели и плясали парни и девки, и приходилось ей подсматривать из-за кустов, заритрся, точить сердце слезами. Горькие песни сложились в русском народе о сиротском девичестве, когда ни батюшки, ни матушки, чтоб к венцу благословили, когда не то что приданого, а и на люди выйти не в чем. А уж столько народу в нынешнем веке осиротело по России, что и страшно оказать, как будто и сама Россия вдруг осиротела... И если бы не потаенная, осветляющая вера в то, что по слезам и страданиям нашим отпустится счастья в тихой, навечной обители, вряд ли выстоял бы народ в долгие лихо летья, в голоде, холоде, в колхозном бесправии, в колхозном же неподсильном труде. Не выжил бы, озлобился, истребил друг друга, утратив из души последнюю, невыразимую в словах и даже чувствах, заветную надежду... Почитав еще, а потом отложив книгу, на мой нетерпеливый во прос о впечатлении она лишь досадливо отмахнулась рукой, и весь вечер говорила о том, как мыкала горе в войну, когда на ру ках у нее оказалось трое ребят и старики — свекор со свекровкой, когда приходилось, с грехом пополам урвав времечко от колхоз ной работы, поздними вечерами подметать ирниковым веничком сжатое поле, особенно в тех местах, где стояли раньше суслоны ржи, а потом отсеивать землю и толочь эту жалкую жменю зерна в ступе. Потом еще и доводилось раскапывать норы-урганы и в поле, и на току, отбирая хлебные запасишки у степных сусликов и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2