Сибирские Огни № 008 - 1991

насчитал там 962 дома и жителей об. и. до 7 300. В том числе старообрядцев только 13. Мы не упоминаем об ос. Исетском, который во вре­ мя переписи считался дистриктом, а ныне низведен в слободу. Пропускаем также и Камышлов, в то вре­ мя существовавший в качестве слободы, и опять воз-, вращаемся с р. Пышмы, текущей вверху между уте-, систыми берегами то зеленого камня, то змеевика и хлоритового сланца, возвращаемся на знакомую Туру. 4. Не зная очевидца, который бы в конце нашего периода навестил Туринск, мы чрез 6 лет позднее встречаемся в нем с академиком Лепехиным. От так малой разности во времени не может быть погрешно­ сти в статьях повествования. Академик рассказывает, что в Туринске (который еще называется в просторечии Епанчиным, от имени Мурзы Епанчи, тут жившего, первоначальное населе­ ние состояло из 30 казаков, 56 ямщиков и 100 семей хлебопашцев, что в проезде его не видно и следов бывшего в старину укрепления, и что город тогда раз­ делялся, подобно Верхотурью, на ямскую слободу и собственно на город. В слободе жило ямщиков 1 967, в городе купцов и посадских — 353, разночинцев — 319, всего 2 639 м[ужского] п[ола]; домов 450. Две каменные церкви, прочие строения все деревянные. На неделе бывает один день торговый, в который купцы сидят в лавках, и окольные крестьяне приез­ жают с сельскими произведениями и поделками. В по­ полнение лавочного торга, который не мог быть удовлетворителен, достаточные из граждан или ску­ пали по уезду мягкую рухлядь для выгоднейшего сбыта в Ирбите, или ходили судами на Обь, для рыб­ ного промысла. Прочие занимались хлебопашеством, строительством, поделками древоделия, хорошо и кста­ ти понятого в таком лесистом углу, каков туринский. Академик сказывает, что в городе много столяров, резчиков иконостасных и иконописцев. Если церков­ ная живопись и резьба на липе так давно там яви­ лись, можно пожелать знать, кто положил тому на­ чин. Не было ли мастеров того и другого искусства между угличанами, из Пелыми частию сюда пересе­ ленными? Или не относится ли благородная ремес- ленность к тому времени, когда митрополит Филофей украшал храмы Тюменского монастыря иконами и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2