Сибирские Огни № 008 - 1991

селенцами. Губернатор Соймонов, видя толь малые становья, с трудом отправляющие гоньбу на больших пустоплесьях, и зная, что на семистах верстах, меж­ ду Верхотурьем и Тобольском, сидит крестьян 7 454, полагал переселить оттуда ямщиков в звание крестьян и местных крестьян поворотить в звание ямщиков; но Сенат не согласился в 1762 г. тревожить два состо­ яния для одной мысли. Конечно, деятельный губерна­ тор, каков Соймонов, не любивший видеть тунеядцев, предложил бы к заселению дорог потребное число лю­ дей из 13 500 посадских Тобольской провинции, не имевших ни ремесла, ни денег, если бы не требовалось значащего капитала, на водворение и обзаведение их в другом порядке жизни. Безденежность мешала бла­ гоустройству Сибири. Не ранее 1768 г. были устроены изрядные почтовые станции, от Томска по дороге Ир­ кутской. В губернаторство Чичерина переселяли на этот тракт крестьян енисейских, а к ним приселяли ссыльных. г) В то время не смели еще думать о прямом сухо путно^ сообщении с Забайкальем. Проезд чрез Тунку или объезд от Култука, по западно-южному берегу озера, во время осеннее, были крайними путями. Во­ дяной ход чрез оз. Байкал от пристани Никольской к Прорве, на южном берегу образованной, в 8 в. от мо­ настыря посольского, есть обыкновенный путь, лет­ ний и зимний по льду. Соймонов, в облегчение водо­ ходства, представлял о казенной постройке судов, для перевозки кладей казенных и частных, и об устрое­ нии маяка у Прорвы, для безопасного плавания в осеннее время. Маяк в 1764-м, на счет торгующего в Кяхте купечества, выстроен и невредимо стоял до 1774 г. Еще Соймонов предполагал перевести плава­ ние чрез Байкал на устье реч. Бугульдеихи, учредив соответственную за Байкалом пристань на устье Се­ ленги. Переезд этот укоротился бы 30 верстами, так что на первый и обратный путь, по уверению бывше­ го иркутского губернатора г. Корнилова, потребова­ лось бы не более 10 часов. Вероятно, Соймонов, как разумный хозяин, думал связать водоходство бай­ кальское с водоходством, какое производилось по Се­ ленге и Хилку, с 1757 г., на построенных казенных судах. Судов было до 25 троякой величины. Грузу по­ мещалось на больших до 1 150, на средних — до 500, на малых — до 100 пудов. Суда могли подходить 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2