Сибирские Огни № 008 - 1991
селенцами. Губернатор Соймонов, видя толь малые становья, с трудом отправляющие гоньбу на больших пустоплесьях, и зная, что на семистах верстах, меж ду Верхотурьем и Тобольском, сидит крестьян 7 454, полагал переселить оттуда ямщиков в звание крестьян и местных крестьян поворотить в звание ямщиков; но Сенат не согласился в 1762 г. тревожить два состо яния для одной мысли. Конечно, деятельный губерна тор, каков Соймонов, не любивший видеть тунеядцев, предложил бы к заселению дорог потребное число лю дей из 13 500 посадских Тобольской провинции, не имевших ни ремесла, ни денег, если бы не требовалось значащего капитала, на водворение и обзаведение их в другом порядке жизни. Безденежность мешала бла гоустройству Сибири. Не ранее 1768 г. были устроены изрядные почтовые станции, от Томска по дороге Ир кутской. В губернаторство Чичерина переселяли на этот тракт крестьян енисейских, а к ним приселяли ссыльных. г) В то время не смели еще думать о прямом сухо путно^ сообщении с Забайкальем. Проезд чрез Тунку или объезд от Култука, по западно-южному берегу озера, во время осеннее, были крайними путями. Во дяной ход чрез оз. Байкал от пристани Никольской к Прорве, на южном берегу образованной, в 8 в. от мо настыря посольского, есть обыкновенный путь, лет ний и зимний по льду. Соймонов, в облегчение водо ходства, представлял о казенной постройке судов, для перевозки кладей казенных и частных, и об устрое нии маяка у Прорвы, для безопасного плавания в осеннее время. Маяк в 1764-м, на счет торгующего в Кяхте купечества, выстроен и невредимо стоял до 1774 г. Еще Соймонов предполагал перевести плава ние чрез Байкал на устье реч. Бугульдеихи, учредив соответственную за Байкалом пристань на устье Се ленги. Переезд этот укоротился бы 30 верстами, так что на первый и обратный путь, по уверению бывше го иркутского губернатора г. Корнилова, потребова лось бы не более 10 часов. Вероятно, Соймонов, как разумный хозяин, думал связать водоходство бай кальское с водоходством, какое производилось по Се ленге и Хилку, с 1757 г., на построенных казенных судах. Судов было до 25 троякой величины. Грузу по мещалось на больших до 1 150, на средних — до 500, на малых — до 100 пудов. Суда могли подходить 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2