Сибирские Огни № 008 - 1991

ны Чаусска, также изменение водяного пути к Ени­ сейску; б) от Томска к Красноярску; в) отсюда к Ир­ кутску; и г) переправа через Байкал. а) В 1744 и 1745 г. учреждены от Тобольска до Та­ ры 20 почтовых станций, с выставкою по 6 лошадей на каждой, от ямов: Демьяновского, Самаровского и Тарского. Далее от Тары к Омску учреждено 5 стан­ ций, посредством которых сделано сообщение до кр. Железенской и Усть-Каменогорской. Лошади вместо ямских выставлены казачьи из форпостов: Болыпе- рецкого, Пустынного и Бетчинского. Устройство трак­ та было поручено Андрееву. Для избежания болоти­ стого Аевского волока и для сокращения Омского тракта 150 верстами бригадир Фрауендорф, началь­ ствовавший на линии, предложил в 1762 г. сибирско­ му губернатору проложить дорогу с линии чрез сл. Абацкую, Тюкалу, дер. Крутую до станции Тонтур- ской. Во уважение столь явных выгод, Соймонов пре­ доставил Фрауендорфу заселить новые станции из числа 2 000 семей, в Усть-Каменогорское ведомство поступающих, с снабжением их посевными семенами, лошадьми, скотом и прочими потребностями и испро­ сил у Сената утверждение, в следующем году полу­ ченное. Сей тракт вышел короче, суше, веселее, толь­ ко что в водополье, при 5-верстном разлитии Ишима, бывает остановка в проезде. Это, кажется, было при­ чиною, что прежний к Омску тракт не запустел. В 1761 г. кабинет, управлявший колыванскими за­ водами, признавал за нужное заселить дорогу от Ча­ усска до Томска и по Барабе ямщиками Демьянско- Самаровского яма, где было их около 2000. Сибир­ ский губернатор, еще в 1755 г. разрешенный прави­ тельством, чтобы по Тобольской губернии освободить от почтовой гоньбы крестьян и разночинцев, с возло­ жением повинности на ямщиков, которых состояло от Верхотурья до Тары более 9 000, исполнил требова­ ние кабинета по возможности. Но достаточное заселе­ ние сего тракта ожидало будущего губернатора Чиче­ рина. Посмотрим теперь на соперничество двух рр. — Кети и Чулыма. С самого основания Енисейска, то­ варные клади, следовавшие с запада на восток и об­ ратно, отправлялись Кетью, на 540 в. судоходною, по­ том гужем от Маковского до Енисейска, как и обрат­ но. В 1755 г. случилось, что из 2 000 с лишком душ, 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2