Сибирские Огни № 008 - 1991
тию курильцы; всех сих ясачных, причисляемых к происхождению: турецкому, финскому, монгольско му* и еще к какому-то безвестному и притом не од ному^, мы делим, впредь до рассмотрения, на десять семей, по большей части не помнящих родства, кроме сказочного или гадательного; но облагатель ясака разделил их, по разноместности, на 278 ведомств и каждое обложил определенным платежом. Казенное отделение годилось для своей цели. «Комиссия 1763 г., в которой председал Щерба- чев, привела ясачный сбор в ясные правила. Основа ния дела состояли в следующем. Каждый род ясач ных по числу душ и по состоянию промыслов, иногда и по предварительному согласию родоначальников, обложен податью, исчисленною на деньги, но за тог дашнею недостаточностью в деньгах он уравнен в той же окладной книге взносом определенного зверя, как- то: соболя, лисицы, белки и т. п. Те из ясачных, у ко торых звероловство было маловажно, безусловно по ложены в денежный оклад, по ценам тогда существо вавшим, например: вместо 20 соболей назначено брать 100 р., потому что соболь стоил там не более 5 руб. Притом предоставлено ясачным, по неудачам уловов, заменять зверя другим определенным и при замене держаться не единовременно установленной оценки, а справочных цен. Таким образом, при перво начальном установлении подати, дана ясачным сво бода уплачивать ее трояким образом: 1) известным зверем по цене, раз навсегда назначенной; 2) заме ной другого зверя, по цене справочной; 3) наконец, деньгами. Ясно, что первый способ платежа не мог долго продолжаться, по возвышению цен, первона чально установленных, потому что, платя определен- * Наши Раски считают монголов или бурят за финнов. Если так, то китайцев понадобится им поместить в ту же семью, следуя Гердеру, который причислял последних к племени монгольскому, по узкоглазости, по сплюснутому лбу, по выпученному брюху, по боль шим ушам и по деликатной чуткости слуха. За неимением рисовальщика мне хочется показать точную фи зиономию самоедов и остяков из живописного атласа капитана Лит ки. На 17-м листке представлены каролинцы ост. Юалана — три бюста: нйна, каке, аур совершенно сходны с самоедами, а кат и бельбок — с остячками. На 11-м л. камчадал, особо от женщин стоя щий, точный остяк. На 45-м л. двое чукчей с левой стороны, опять изображают самоедов и видом и нарядом. На 46-м л. чукча, с левой стороны сидящий, точный самоед. Я написал это со слов священника Луки Вологодского, довольно знакомого с остяками и самоедами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2