Сибирские Огни № 008 - 1991
Роберт ГЕРРИК «...Я ТВОРИЛ КАК БОЖЕСТВО» К 400-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РОБЕРТА ГЕРРИКА (1591—1674) Он родился в Лондоне в семье золотых дел мастера и в юности несколько лет обучался этому оке ремеслу. Потом учился в Кемб ридже, получил степени бакалавра и магистра. В среде столичных литераторов, где были живы традиции «елизаветинцев», Геррик познакомился и близко сошелдя со знаменитым поэтом и драматур гом Беном Джонсоном, к которому навсегда сохранил глубокое почтение, считая себя его учеником и последователем. Вскоре по сле окончания колледжа Геррик принял сан священника. В 30 — 40-е годы имел приход в Девоншире, которого лишился во время революции, когда происходило массовое изгнание англиканских свя щенников из храмов. В 1648 г. вышел в свет его единственный по этический сборник. Книга называлась: « Геспериды, или Сочинения на темы человеческие и божественные». Название книги было символично. В античной мифологии Геспе- ридами именовались звонкоголосые нимфы, охранявшие дерево с золотыми яблоками, подаренное Гере к ее свадьбе с Зевсом. Автор как бы приглашал вкусить плодов своего поэтического творчества, ассоциируя его с тем ремеслом, которым он занимался в юности. Геррик не писал больших произведений. Его стихией была малая лирическая форма. Тематический и жанровый диапазон «Гесперид» широк и разнообразен. Сборник включает легенды, моления, пасто ральные идиллии, анакреонтические строфы, эпитафии и, конечно же, любовную лирику. Древо золотых плодов творчества Геррика своими корнями ухо дило в латинскую пасторальную и лирическую поэзию и англий скую народную песню. Не случайно стихи Геррика перелагались на музыку. Нарисованные им поэтические картины светлы и празд ничны, в них еще зримы краски Ренессанса, в атмосфере которого родился талант Геррика. Но менялось время, и менялось в разру шительном для его поэзии направлении. В поздних стихах Геррика 40-х годов уже нет былой легкости, игривости, жизнерадостности. В них преобладают тягостные, ностальгические ноты. В стране шла гражданская война, и вместе с победами революционной парла ментской армии духовную жизнь страны подчиняла себе аскетиче ская, нетерпимая к живому искусству идеология пуритан. После выхода в свет «Гесперид» Роберт Геррик практически перестал писать. Неровной была и историческая судьба поэзии Геррика. Вплоть до конца X V III в. о ней почти не вспоминали, а когда заново от крыли, то крупнейший британский поэт Алджернон Чарлз Суин берн назвал Геррика «величайшим певцом, которого когда-либо рождала английская нация». Возможно, это сказано слишком силь-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2