Сибирские Огни № 007 - 1991
вало уставным требованиям и чего, по мысли автора заметок, не должно было быть. Автор публикации не утруждал себя никакими другими доводами и делал вывод о... противопоставлении младших старшим военным, а повесть характеризовал как воплощение «од ноклеточного» упрощенного гуманизма. Такое лжетолкование «Крика» не могло не возмутить Воробь ева. Я позвонил ему с намерением морально поддержать, но, к счастью, благоразумно умолчал в разговоре об очернительских за метках, узнав, что Константин Дмитриевич их не читал. Зато из целого ряда изданий непосредственно, в его адрес по ступали тогда не менее раздражающие, непечатные заключения о рукописях. Особенно досадными и огорчительными были безапел ляционные назидания «более осмотрительно освещать фронтовые реалии во избежание натурализма». Как-то один из рецензентов, имевший о войне «лубочное пред ставление», распространился в своем письме-рецензии о целесооб разности «просветленного батального фона», ради, как он выра зился, избежания дегероизации положительных образов. «Чем, скажи, ответить на такой пассаж? — недоумевал Констан тин Дмитриевич, зачитав мне развязную по тону рецензию. Ответ у него, чувствовалось, был готов: «Только верностью самому себе. По-воински присягал и присягаю правде жизни не изменять. Нель зя. Не могу иначе». Под острым углом предвзятости рассматривали многие рецен зенты и последующую повесть фронтовика «Убиты под Москвой». Как известно, в ней рассказывалось о роте кремлевских курсантов, попавших в окружение черной осенью сорок первого года и драв шихся до конца исключительно мужественно и самозабвенно. Не что рыцарское, романтическое было свойственно их душевным по рывам, чего не заметили или не хотели замечать некоторые кри тики. К примеру, явно извращала сам авторский замысел амбициоз ная и уничижительная в оценках статья Г. Бровмана «Правда ис торического оптимизма». «...Возьмите повесть К- Воробьева «Убиты под Москвой», — пи сал критик. •—• Что это такое? Мрачный реестр страданий, ужасов и смертей... Изуродованные тела, оторванные руки, искалеченные жизни... Вы здесь не найдете ни товарищества по крови, ни фрон тового братства, ни памяти о близких, оставшихся в тылу, ни мыс лей о земле, которая тебя вынянчила...». Грубой фальсификацией были эти обвинения автору-фронтови- ку, ибо в «Убиты под Москвой» все упомянутые нравственные цен ности заключены в самих самоотверженных действиях мужествен ных защитников столицы, тогда как критическая трактовка «исто рического оптимизма» предполагала явно гипертрофированное —* декларативное и лозунговое — их выражение. Нельзя сказать, что эти или подобные выпады недоброжела телей писатель игнорировал. Нет, критические стрелы ранили серд це («Оно не защищенное»). Однако ранили, как я заметил, менее болезненно. В этом убеждают и воспоминания самого Воробьева об этапной для него встрече с А. Т. Твардовским. «Вы сказали не сколько новых слов о войне... Повесть мы решили печатать», 1—■ заключил тот по прочтении «Убиты под Москвой» и предопределил тем самым последующую безоглядно-уверенную поступь зрелого прозаика по тернистому пути воспроизведения суровейшей правды не только грозовых-лет войны, но и коллективизации, и даже 20-х годов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2