Сибирские Огни № 007 - 1991

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Михаил ЧЕБОТАЕВ СТРАДАЯ ЗА ЛЮДЕЙ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПИСАТЕЛЯ К. Д. ВОРОБЬЕВА В творчестве Константина Дмитриевича Воробьева многих кри­ тиков, конформистов в первую очередь, шокировало концеп­ туальное возвышение писателем правды жизни. Писал ли автор о бедовых сельских коммунарах далеких двадцатых годов или о «вышедших и невышедших из войны» защитниках Москвы, узниках фашистских концлагерей и народных мстителях-партиза- нах, он неизменно следовал своему кредо — освещать любые реа­ лии, зачастую остро драматические и трагические, во всей их пол­ ноте и многомерности. Больше того, о самом горестном и непригляд­ нейшем он стремился сказать, не наряжая действительность в ро­ мантические одежды, «а страдая за людей, без расчета кому-то уго­ дить и понравиться. В этом его сила. В этом его правда, жестокая, горькая правда, предостерегающая человечество от самоистребле­ ния и уничтожения насилием» (В. Астафьев). Остается подчеркнуть: именно в этом первопричина прижизнен­ ной хулы и посмертного длительного замалчивания дважды славно­ го имени. Имени воинского и литературного. Да воздастся тому и другому должное сторицей. Благо, желаемые перемены налицо ■— наконец-то дошли до массового читателя самые представитель­ ные сборники повестей К. Воробьева («Друг мой Момич», «Убиты под Москвой»). Опубликованы также содержательные воспомина­ ния о Константине Дмитриевиче, его переписка с Виктором Ас­ тафьевым, Сергеем Ворониным, Юрием Гончаровым, Юрием Тома­ шевским и другими литераторами, сфокусировавшие пристальное наше внимание на превратностях подлинно подвижнической писа­ тельской судьбы. К сожалению, так необходимого ныне, развернутого жизнеопи­ сания пока нет, и предлагаемый экскурс в прошлое писателя — не более чем последовательное обозначение основных вех пройденного жизненного пути. Обозначение документально выверенное и в ряде случаев уточненное самим Воробьевым в беседах с автором этих строк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2