Сибирские Огни № 007 - 1991
Ответ этот в принципе справедлив, если при его истолковании избежать двух крайностей. С одной стороны, было бы неразум ным вовсе не обращать на него внимания и попросту продолжать «делать дело»: опыт семидесяти с лишним лет безблагодатного делания должен был бы нас убедить в бессмысленности и пагуб ности дальнейшего следования по этому пути. С другой стороны, нельзя понимать эти слова мыслителя как установку на то, чтобы сначала полностью исцелиться, а потом уже начинать дело. Так в жизни не бывает. Исцеление — это не разовый акт, а неустанный духовный труд и поиск на протяжении всей жизни. Выход здесь — в том, чтобы исцеляться самому и переустраивать свою жизнь и общество в православном духе, постоянно обращаясь за помощью, советом и наставлением к своему духовному отцу, к Церкви. Страшный упадок духовной жизни, засилье колдунов и экстра сенсов, астрологов и просто шарлатанов, почти поголовная по груженность в быт, развлечения и наслаждения — отнюдь не осо бенность только современной России, этими болезнями страдает весь мир, в первую очередь наиболее развитые капиталистические страны. Это —- следствия всемирного процесса упадка веры, оску дения любви, роста эгоизма и ненависти — процесса, имеющего свои причины, которые здесь не место разбирать. Человек создан Богом как свободное существо и сам делает (сознательно или бес сознательно) выбор между добром и злом. То, что большинство часто выбирает зло, вполне объяснимо. Путь зла — это легкий, широкий путь наименьшего сопротивления. Путь добра, или, по выражению Пушкина, «спасенья узкий путь и тесные врата», тре бует больших усилий и напряженной духовной работы, прежде всего над собой, над собственным нравственным очищением. Те, кто избрал легкий путь, всячески стремится к тому, чтобы увлечь на него и всех остальных (это нужно и для самооправдания, и для рыгоды), и в их распоряжении оказывается преобладающая часть средств воздействия на души людей. Но никакие средства воздей ствия, никакое принуждение, будь оно хоть бы со стороны невиди мого или явного мирового правительства, не могут заставить че ловека, избравшего путь добра, служения Родине и людям, изме нить свой выбор. Прав был наш гениальный мыслитель А. Ф. Ло сев, когда писал: «Кто вместе с нами страдает и борется, тот и составляет нашу Родину. Это и есть для него родное... Нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и само отречения... А знать веления Родины, своевременно их восприни мать — дело величайшей человеческой мудрости». Именно такая мудрость подвига любви и новое единение с народом во имя Спа сения Родины требуются сейчас от отечественной интеллигенции, вновь вооружающейся русской идеей. Пусть нас не смущает нынешнее тяжелое положение России. Как сказал замечательный русский писатель И. С. Шмелев, срав нивший возрождение России с описанным в Евангелии воскреше нием умершего Лазаря: «...чем разительней распад краха, тем лу чезарнее чудо грядущего Воскресения». Величайший русский свя той Нового времени Преподобный Серафим Саровский, нетленные (через 160 лет после смерти) мощи которого совсем недавно обре тены, предсказывал: в России будет такой чудесный расцвет пра вославия, что среди лета (вроде бы не вовремя) запоют как вес ной, на Пасху: «Христос воскресе из мертвых...» Столетия назад князю Московскому Иоанну Калите и его по томкам пришлось собирать раздробленную Русь, превращая кон гломерат враждующих между собой мелких княжеств в единое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2