Сибирские Огни № 007 - 1991

Ответ этот в принципе справедлив, если при его истолковании избежать двух крайностей. С одной стороны, было бы неразум­ ным вовсе не обращать на него внимания и попросту продолжать «делать дело»: опыт семидесяти с лишним лет безблагодатного делания должен был бы нас убедить в бессмысленности и пагуб­ ности дальнейшего следования по этому пути. С другой стороны, нельзя понимать эти слова мыслителя как установку на то, чтобы сначала полностью исцелиться, а потом уже начинать дело. Так в жизни не бывает. Исцеление — это не разовый акт, а неустанный духовный труд и поиск на протяжении всей жизни. Выход здесь — в том, чтобы исцеляться самому и переустраивать свою жизнь и общество в православном духе, постоянно обращаясь за помощью, советом и наставлением к своему духовному отцу, к Церкви. Страшный упадок духовной жизни, засилье колдунов и экстра­ сенсов, астрологов и просто шарлатанов, почти поголовная по­ груженность в быт, развлечения и наслаждения — отнюдь не осо­ бенность только современной России, этими болезнями страдает весь мир, в первую очередь наиболее развитые капиталистические страны. Это —- следствия всемирного процесса упадка веры, оску­ дения любви, роста эгоизма и ненависти — процесса, имеющего свои причины, которые здесь не место разбирать. Человек создан Богом как свободное существо и сам делает (сознательно или бес­ сознательно) выбор между добром и злом. То, что большинство часто выбирает зло, вполне объяснимо. Путь зла — это легкий, широкий путь наименьшего сопротивления. Путь добра, или, по выражению Пушкина, «спасенья узкий путь и тесные врата», тре­ бует больших усилий и напряженной духовной работы, прежде всего над собой, над собственным нравственным очищением. Те, кто избрал легкий путь, всячески стремится к тому, чтобы увлечь на него и всех остальных (это нужно и для самооправдания, и для рыгоды), и в их распоряжении оказывается преобладающая часть средств воздействия на души людей. Но никакие средства воздей­ ствия, никакое принуждение, будь оно хоть бы со стороны невиди­ мого или явного мирового правительства, не могут заставить че­ ловека, избравшего путь добра, служения Родине и людям, изме­ нить свой выбор. Прав был наш гениальный мыслитель А. Ф. Ло­ сев, когда писал: «Кто вместе с нами страдает и борется, тот и составляет нашу Родину. Это и есть для него родное... Нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и само­ отречения... А знать веления Родины, своевременно их восприни­ мать — дело величайшей человеческой мудрости». Именно такая мудрость подвига любви и новое единение с народом во имя Спа­ сения Родины требуются сейчас от отечественной интеллигенции, вновь вооружающейся русской идеей. Пусть нас не смущает нынешнее тяжелое положение России. Как сказал замечательный русский писатель И. С. Шмелев, срав­ нивший возрождение России с описанным в Евангелии воскреше­ нием умершего Лазаря: «...чем разительней распад краха, тем лу­ чезарнее чудо грядущего Воскресения». Величайший русский свя­ той Нового времени Преподобный Серафим Саровский, нетленные (через 160 лет после смерти) мощи которого совсем недавно обре­ тены, предсказывал: в России будет такой чудесный расцвет пра­ вославия, что среди лета (вроде бы не вовремя) запоют как вес­ ной, на Пасху: «Христос воскресе из мертвых...» Столетия назад князю Московскому Иоанну Калите и его по­ томкам пришлось собирать раздробленную Русь, превращая кон­ гломерат враждующих между собой мелких княжеств в единое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2