Сибирские Огни № 007 - 1991
ника, наши версификаторы ничего не сумеют ответить. Мало того. Они не поймут этих вопросов и остановятся в недоумении; они в наивности души уверены в величии своих заслуг и в правах своих на всеобщую признательность; они думают, что, шлифуя русский стих, баюкая нас своими тихими мелодиями, воспевая на тысячу ладов мелкие оттенки мелких чувств, они приносят пользу рус ской словесности и русскому просвещению. Они считают себя ху дожниками, имея на это звание такие же права, как модистка, выдумавшую новую куафюру». (Там же, т. I, с. 193). Сделаем скидку на известную запальчивость, свойственную Писареву в спорах с жрецами чистого искусства, однако призна ем и то, что нашим современным писателям в массе далеко еще до роли просветителей народа, а чисто литературных их занятий на сегодняшнем критическом этапе отечественной истории недоста точно. А если они вольются в ряды тех, кто занят пробуждением духовности и религиозности в народе, это даст им самим очень многое. Во-первых, им придется столкнуться с самыми разными людьми, со всеми слоями общества, причем беседы будут вестись по самым интимным вопросам духовной жизни, — а это неиссяка емый источник материала для творчества. Во-вторых, самим писа телям необходимо будет основательнее поработать над собствен ным духовным устроением, а заодно познакомиться и с религиоз ной, в том числе и святоотеческой литературой, а это — непочатое хранилище мудрости, не говоря уже о совершенстве художествен ной формы, настоящей простоте (а не той, что хуже воровства). В-третьих, работать придется под руководством священнослужи телей, а это — школа смирения и послушания, укрощения горды ни, обретения благодати. Словом, выгоды для самих писателей здесь столь велики, что они с лихвой перекроют потери, связанные с затратой времени. А формы участия писателей в этой работе многообразны, так что каждый сможет выбрать себе дело по силам. Это катехизация населения (с предварительным обучением на соответствующих курсах), ведение занятий в воскресных церковных школах, прове дение уроков литературы и нравственного воспитания в общеобра зовательных школах, участие в вечерах и «круглых столах», про водимых Союзом духовного возрождения Отечества и другими патриотическими организациями. Было бы желание помочь Рос сии и Церкви, а дело посильное всегда найдется. Почему я говорю о необходимости прежде всего духовного про свещения, а не каких-то более осязаемых практических дел? По опыту знаю: «Так что же нам делать?» — часто спрашива ют патриоты, обеспокоенные нынешним тяжелым положением Рос сии. Мне при этом невольно приходит на память ответ В. С. Со ловьева на подобный же вопрос, встававший перед русской обще ственностью более ста лет назад: «Пока темная основа нашей при роды, злая в своем исключительном эгоизме и безумная в своем стремлении осуществить этот эгоизм, все отнести к себе и все оправдать собою, — пока эта темная основа у нас налицо — не обращена, и этот первородный грех не сокрушен, до тех пор не возможно для нас настоящее дело, и вопрос «что делать?» не име ет разумного смысла. Представьте себе толпу людей, слепых, глу хих, увечных, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается во прос: «что делать?» Единственный разумный здесь ответ «ищите исцеления: пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2