Сибирские Огни № 007 - 1991

ника, наши версификаторы ничего не сумеют ответить. Мало того. Они не поймут этих вопросов и остановятся в недоумении; они в наивности души уверены в величии своих заслуг и в правах своих на всеобщую признательность; они думают, что, шлифуя русский стих, баюкая нас своими тихими мелодиями, воспевая на тысячу ладов мелкие оттенки мелких чувств, они приносят пользу рус­ ской словесности и русскому просвещению. Они считают себя ху­ дожниками, имея на это звание такие же права, как модистка, выдумавшую новую куафюру». (Там же, т. I, с. 193). Сделаем скидку на известную запальчивость, свойственную Писареву в спорах с жрецами чистого искусства, однако призна­ ем и то, что нашим современным писателям в массе далеко еще до роли просветителей народа, а чисто литературных их занятий на сегодняшнем критическом этапе отечественной истории недоста­ точно. А если они вольются в ряды тех, кто занят пробуждением духовности и религиозности в народе, это даст им самим очень многое. Во-первых, им придется столкнуться с самыми разными людьми, со всеми слоями общества, причем беседы будут вестись по самым интимным вопросам духовной жизни, — а это неиссяка­ емый источник материала для творчества. Во-вторых, самим писа­ телям необходимо будет основательнее поработать над собствен­ ным духовным устроением, а заодно познакомиться и с религиоз­ ной, в том числе и святоотеческой литературой, а это — непочатое хранилище мудрости, не говоря уже о совершенстве художествен­ ной формы, настоящей простоте (а не той, что хуже воровства). В-третьих, работать придется под руководством священнослужи­ телей, а это — школа смирения и послушания, укрощения горды­ ни, обретения благодати. Словом, выгоды для самих писателей здесь столь велики, что они с лихвой перекроют потери, связанные с затратой времени. А формы участия писателей в этой работе многообразны, так что каждый сможет выбрать себе дело по силам. Это катехизация населения (с предварительным обучением на соответствующих курсах), ведение занятий в воскресных церковных школах, прове­ дение уроков литературы и нравственного воспитания в общеобра­ зовательных школах, участие в вечерах и «круглых столах», про­ водимых Союзом духовного возрождения Отечества и другими патриотическими организациями. Было бы желание помочь Рос­ сии и Церкви, а дело посильное всегда найдется. Почему я говорю о необходимости прежде всего духовного про­ свещения, а не каких-то более осязаемых практических дел? По опыту знаю: «Так что же нам делать?» — часто спрашива­ ют патриоты, обеспокоенные нынешним тяжелым положением Рос­ сии. Мне при этом невольно приходит на память ответ В. С. Со­ ловьева на подобный же вопрос, встававший перед русской обще­ ственностью более ста лет назад: «Пока темная основа нашей при­ роды, злая в своем исключительном эгоизме и безумная в своем стремлении осуществить этот эгоизм, все отнести к себе и все оправдать собою, — пока эта темная основа у нас налицо — не обращена, и этот первородный грех не сокрушен, до тех пор не­ возможно для нас настоящее дело, и вопрос «что делать?» не име­ ет разумного смысла. Представьте себе толпу людей, слепых, глу­ хих, увечных, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается во­ прос: «что делать?» Единственный разумный здесь ответ «ищите исцеления: пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2