Сибирские Огни № 007 - 1991
себя. Чтобы удвоить национальный доход, например, нашей стране понадобились бы десятилетия упорного труда, огромные капитало вложения, тогда как для того, чтобы устранить матерную брань из жизни, не требуется ни рубля затрат, и в принципе это задача, которая могла бы быть решена в один день. И все же гораздо ве роятнее, что мы когда-нибудь удвоим национальный доход, чем из бавимся от сквернословия. То же можно сказать и о других поро ках. Церковь ведет борьбу с ними в нашей стране уже более тыся чи лет, а они по-прежнему широко распространены — и пьянство, и курение, и воровство, и убийства (а если бы Церковь не вела борьбы с ними, они давно бы уже стали нормой жизни и задавили последние остатки нравственности, свели бы существование народа к безграничному царству силы и подлости). С. Н. Булгаков со всей очевидностью показал громадную вину интеллигенции перед народом, ее грех разрушения устоев народной жизни, ее ответ ственность за те моря крови, которые были пролиты в революцию и после нее. Бердяев также писал: «Целое столетие русская интел лигенция жила отрицанием и пбдрывала основы существования России» («Судьба России», с. 7). Та интеллигенция ушла из жиз ни, так и не осознав этого своего греха и, естественно, не иску пив его. Сделать это предстоит нынешнему поколению русской патриотической интеллигенции, и один из путей искупления греха заключается как раз в участии в духовном и религиозном просве щении народа. В декабре 1990 года в Москве проходил VII съезд писателей России, делегатом которого я был. К сожалению, мне не удалось выступить в прениях по отчетному докладу, а собирался я гово рить как раз об этом долге писателей. Если это — долг интелли генции вообще, то — и долг писателей вдвойне. Все-таки «В нача ле было Слово...» Писатели в массе своей более начитанны в гума нитарной области знания, чем, скажем, инженеры или математики. К тому же люди еще часто верят печатному слову, видят в писа телях своих духовных вождей, обращаются к ним с исповедями. Я, писатель с годовым лишь стажем, и то получал не раз такие письма-исповеди, у меня спрашивали совета, как жить, — что же тогда сказать о таких писателях, как В. Распутин, В. Белов, В. Ас тафьев, которых народ считает воплощением своей совести! По этому участие писателей в духовном и религиозном просвещении народа может дать особенно богатые плоды. Но такая работа может принести громадную пользу и самим писателям. Ведь наиболее авторитетные писатели современности с тревогой говорят о падении престижа писательского слова (до статочно вспомнить речь В. Распутина на VII съезде писателей РСФСР). В том состоянии, в каком находятся ныне писательские союзы, к ним можно отнести следующие слова Д . И. Писарева: «Мы — просветители народа?! Что это — невинная шутка или ядо витая насмешка? — Да сами-то мы что такое?..» (Писарев Д . И. Соч., — М., 1955. — Т. II. — С. 391). Как и вопрос, обращенный критиком к писателям того времени: «Что вы для нас сделали? — спросит этих господ молодое поколение. — Чем вы обогатили на ше сознание? Чем вы нас шевельнули, чем заронили в нас искру негодования против грязных и диких сторон нашей жизни? Ска зали ли вы теплое слово за идею? Разбили ли вы хоть одно гос подствующее заблуждение? Стояли ли вы сами, хоть в каком-ни будь отношении, выше воззрений нашего времени?» На все эти во- росы, возникающие сами собою при оценке деятельности худож- 276
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2