Сибирские Огни № 007 - 1991

себя. Чтобы удвоить национальный доход, например, нашей стране понадобились бы десятилетия упорного труда, огромные капитало­ вложения, тогда как для того, чтобы устранить матерную брань из жизни, не требуется ни рубля затрат, и в принципе это задача, которая могла бы быть решена в один день. И все же гораздо ве­ роятнее, что мы когда-нибудь удвоим национальный доход, чем из­ бавимся от сквернословия. То же можно сказать и о других поро­ ках. Церковь ведет борьбу с ними в нашей стране уже более тыся­ чи лет, а они по-прежнему широко распространены — и пьянство, и курение, и воровство, и убийства (а если бы Церковь не вела борьбы с ними, они давно бы уже стали нормой жизни и задавили последние остатки нравственности, свели бы существование народа к безграничному царству силы и подлости). С. Н. Булгаков со всей очевидностью показал громадную вину интеллигенции перед народом, ее грех разрушения устоев народной жизни, ее ответ­ ственность за те моря крови, которые были пролиты в революцию и после нее. Бердяев также писал: «Целое столетие русская интел­ лигенция жила отрицанием и пбдрывала основы существования России» («Судьба России», с. 7). Та интеллигенция ушла из жиз­ ни, так и не осознав этого своего греха и, естественно, не иску­ пив его. Сделать это предстоит нынешнему поколению русской патриотической интеллигенции, и один из путей искупления греха заключается как раз в участии в духовном и религиозном просве­ щении народа. В декабре 1990 года в Москве проходил VII съезд писателей России, делегатом которого я был. К сожалению, мне не удалось выступить в прениях по отчетному докладу, а собирался я гово­ рить как раз об этом долге писателей. Если это — долг интелли­ генции вообще, то — и долг писателей вдвойне. Все-таки «В нача­ ле было Слово...» Писатели в массе своей более начитанны в гума­ нитарной области знания, чем, скажем, инженеры или математики. К тому же люди еще часто верят печатному слову, видят в писа­ телях своих духовных вождей, обращаются к ним с исповедями. Я, писатель с годовым лишь стажем, и то получал не раз такие письма-исповеди, у меня спрашивали совета, как жить, — что же тогда сказать о таких писателях, как В. Распутин, В. Белов, В. Ас­ тафьев, которых народ считает воплощением своей совести! По­ этому участие писателей в духовном и религиозном просвещении народа может дать особенно богатые плоды. Но такая работа может принести громадную пользу и самим писателям. Ведь наиболее авторитетные писатели современности с тревогой говорят о падении престижа писательского слова (до­ статочно вспомнить речь В. Распутина на VII съезде писателей РСФСР). В том состоянии, в каком находятся ныне писательские союзы, к ним можно отнести следующие слова Д . И. Писарева: «Мы — просветители народа?! Что это — невинная шутка или ядо­ витая насмешка? — Да сами-то мы что такое?..» (Писарев Д . И. Соч., — М., 1955. — Т. II. — С. 391). Как и вопрос, обращенный критиком к писателям того времени: «Что вы для нас сделали? — спросит этих господ молодое поколение. — Чем вы обогатили на­ ше сознание? Чем вы нас шевельнули, чем заронили в нас искру негодования против грязных и диких сторон нашей жизни? Ска­ зали ли вы теплое слово за идею? Разбили ли вы хоть одно гос­ подствующее заблуждение? Стояли ли вы сами, хоть в каком-ни­ будь отношении, выше воззрений нашего времени?» На все эти во- росы, возникающие сами собою при оценке деятельности худож- 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2