Сибирские Огни № 007 - 1991
против Него. Итоги нашего почти семидесятипятилетнего строи тельства потому и столь ничтожны, что оно было безблагодатным. Мы не обращались за помощью к Богу, решив, что «сами с усами», забыв слова Христа: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не мо жете делать ничего» (Иоанн, глава 15, стих 5). И даже сейчас, когда так много говорится о начавшемся духовном возрождении, мы еще остаемся народом, далеким от Христа, о чем можно су дить, в частности, по такому показателю: храмы посещает, как я недавно где-то прочитал, примерно один процент населения стра ны; церковно-православных людей, участвующих в таинствах Цер кви, несравненно меньше. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II имел все основания назвать начавшийся процесс религиозного возрождения вторым крещением Руси. На пути духовного и религиозного просвещения нашего народа стоит множество препятствий, в том числе и таких, которые по рождены неготовностью (в силу обстоятельств) самой Церкви прийти на помощь, пробуждающимся к жизни духа людям. Откры вающиеся сотни храмов — после семидесяти лет гонений на Цер ковь — не удается обеспечить кадрами священнослужителей с до статочной богословской подготовкой. В некоторых епархиях при шлось срочно рукоположить в дьяконы и священники не только чтецов, но едва ли даже не истопников — тех, кто хоть примерно знает, что такое церковная служба. Не только для мирян, но и для вновь поставленных священнослужителей катастрофически не хва тает духовной литературы. Да и в благополучных храмах (я имею в виду полный штат священнослужителей) священники и дьяконы настолько заняты богослужением и требами (панихиды, отпевания покойников, крестины, молебны и т. п.), что у них совершенно не остается времени для просвещения народа, не посещающего хра мы, и даже для катехизации приобщающихся к вере. В этих усло виях для духовного возрождения России становится крайне необ ходимой помощь Церкви со стороны мирян. Участие в такой дея тельности сегодня — долг каждого хоть сколько-нибудь духовно просвещенного мирянина, а особенно интеллигенции. То, что в этом — долг интеллигенции, определяется не только ее более высоким образовательным уровнем. Господь для пропо веди Своего учения избрал когда-то не книжников и эрудитов, а простых рыбаков, сделав их Своими апостолами и послав им Д у ха Святого, который сразу сделал их более искушенными в науках, чем самые образованные фарисеи и саддукеи (это не исключало и призвания прекрасно образованных помощников, каким был, на пример, апостол Павел). Высокий уровень образования нередко служит как раз препятствием на пути духовного развития, ибо способствует проявлению гордыни, чувства высокомерия по отно шению к скромным неграмотным старикам и старушкам — на деле самым заслуженным христианам, ибо именно они в годы страшней ших гонений на Церковь и сохранили в народе веру Христову. Ин теллигенции сегодня необходимо включиться в дело духовного про свещения России для искупления своей (точнее, ее прежних поко лений) вины перед народом, своего греха богоотступничества. Еще в 1909 году в России вышла знаменитая книга «Вехи», но сящая подзаголовок «Сборник статей о русской интеллигенции». В ней была помещена, в частности, статья С. Н. Булгакова «Героизм и подвижничество» — глубочайший анализ внутренней сущности русской интеллигенции. В наше время принято восхвалять дорево
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2