Сибирские Огни № 007 - 1991

против Него. Итоги нашего почти семидесятипятилетнего строи­ тельства потому и столь ничтожны, что оно было безблагодатным. Мы не обращались за помощью к Богу, решив, что «сами с усами», забыв слова Христа: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не мо­ жете делать ничего» (Иоанн, глава 15, стих 5). И даже сейчас, когда так много говорится о начавшемся духовном возрождении, мы еще остаемся народом, далеким от Христа, о чем можно су­ дить, в частности, по такому показателю: храмы посещает, как я недавно где-то прочитал, примерно один процент населения стра­ ны; церковно-православных людей, участвующих в таинствах Цер­ кви, несравненно меньше. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II имел все основания назвать начавшийся процесс религиозного возрождения вторым крещением Руси. На пути духовного и религиозного просвещения нашего народа стоит множество препятствий, в том числе и таких, которые по­ рождены неготовностью (в силу обстоятельств) самой Церкви прийти на помощь, пробуждающимся к жизни духа людям. Откры­ вающиеся сотни храмов — после семидесяти лет гонений на Цер­ ковь — не удается обеспечить кадрами священнослужителей с до­ статочной богословской подготовкой. В некоторых епархиях при­ шлось срочно рукоположить в дьяконы и священники не только чтецов, но едва ли даже не истопников — тех, кто хоть примерно знает, что такое церковная служба. Не только для мирян, но и для вновь поставленных священнослужителей катастрофически не хва­ тает духовной литературы. Да и в благополучных храмах (я имею в виду полный штат священнослужителей) священники и дьяконы настолько заняты богослужением и требами (панихиды, отпевания покойников, крестины, молебны и т. п.), что у них совершенно не остается времени для просвещения народа, не посещающего хра­ мы, и даже для катехизации приобщающихся к вере. В этих усло­ виях для духовного возрождения России становится крайне необ­ ходимой помощь Церкви со стороны мирян. Участие в такой дея­ тельности сегодня — долг каждого хоть сколько-нибудь духовно просвещенного мирянина, а особенно интеллигенции. То, что в этом — долг интеллигенции, определяется не только ее более высоким образовательным уровнем. Господь для пропо­ веди Своего учения избрал когда-то не книжников и эрудитов, а простых рыбаков, сделав их Своими апостолами и послав им Д у ­ ха Святого, который сразу сделал их более искушенными в науках, чем самые образованные фарисеи и саддукеи (это не исключало и призвания прекрасно образованных помощников, каким был, на­ пример, апостол Павел). Высокий уровень образования нередко служит как раз препятствием на пути духовного развития, ибо способствует проявлению гордыни, чувства высокомерия по отно­ шению к скромным неграмотным старикам и старушкам — на деле самым заслуженным христианам, ибо именно они в годы страшней­ ших гонений на Церковь и сохранили в народе веру Христову. Ин­ теллигенции сегодня необходимо включиться в дело духовного про­ свещения России для искупления своей (точнее, ее прежних поко­ лений) вины перед народом, своего греха богоотступничества. Еще в 1909 году в России вышла знаменитая книга «Вехи», но­ сящая подзаголовок «Сборник статей о русской интеллигенции». В ней была помещена, в частности, статья С. Н. Булгакова «Героизм и подвижничество» — глубочайший анализ внутренней сущности русской интеллигенции. В наше время принято восхвалять дорево

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2