Сибирские Огни № 007 - 1991
Еще в прошлом веке Д. И. Писарев, разбирая мир чувств и мыс лей людей, живущих в сфере лишь материальных интересов, так характеризовал возникавшие там драмы: «Все это — бури в ста кане воды, все это смешно и глупо, но ведь тут льются человече ские слезы, тут проводятся бессонные ночи, и то существо, которое мечется по постели и обливает слезами свою подушку, это суще ство, говорю я, страдает действительно, страдает так, как будто причина страдания была велика и серьезна, И это же самое суще ство, с тем же телосложением, с тем же темпераментом и устрой ством черепа, могло бы при других условиях развития и жизни стать на ту нормальную высоту человеческого понимания, на кото рую никогда не забираются грязные и мучительные волнения о но вом платье Сидоровой или о пятой кадрили, протанцованной веро ломным Ивановым с легкомысленною Антоновою» (Писарев Д. И. Соч. в 4 томах. Т, III. — М., 1956. — С. 82). Все мы, воспитанные на презрении к мещанству (не к сословию, а к тому образу жизни и мышления, который принято обозначать этим словом), хорошо понимаем, что жить думами о тряпках и развлечениях недостойно человека. Но разве более достойна человека такая жизнь, при ко торой мысли его заняты экономикой, динамикой показателей спада и подъема производства, угрозой кризиса и безработицы, расчетом выгодности покупки автомобиля новейшей марки при неплохом имеющемся, способами занять более престижное место в фирме, возможностью спекульнуть на бирже и т. п.? Когда президент Дж . Буш признает, наконец, что США переживает очередной эко номический спад, и миллионы его сограждан просыпаются среди ночи в холодном поту, пытаясь предугадать, как эта общая беда отразится на них? Наиболее глубокие мыслители и политики Запа да хорошо сознают, что это столь же мелко, как и существование тех писаревских барышень, в жизни которых «драма следует за драмою; каждая грошовая ленточка смачивается горькими слеза ми»... -— разница только в масштабах. Уже Д . И. Писарев разбирал тот заколдованный круг, с каким столкнулись ныне идеологи Запада. Он так передает диалог со своим оппонентом, скрывшимся под псевдонимом Инкогнито: «Рас ширяйте ваши потребности», — говорит мне г. Инкогнито. — Я спрашиваю: «Зачем?» — «Затем, чтобы поглощать как можно боль ше продуктов народного труда». — Я опять спрашиваю: «Зачем?» — «Затем, чтобы у вас были очень широкие потребности» (там же, с. 297). Это похоже на анекдот, но ведь именно в таком за колдованном круге и движется современная цивилизация, особенно западная, основанная на потребительстве. А лучше ли того погру женность в бизнес, жизнь трудогомика», у которого работа засло няет все остальное, потому что у него нет истинных духовных цен ностей? Можно ли, наконец, считать достойным существованием, когда человек, опять-таки лишенный духовных устоев, отказывает ся и от идеалов потребительства, и от желания «самореализовать ся» в деле, и предается поискам развлечений, приключений в сфе ре секса, сильных ощущений с помощью наркотиков? Я вовсе не хочу этим сказать, что на Западе все люди — либо корыстные эгоисты, жаждущие поживиться за наш счет, либо без думные потребители, «трудоголики» и искатели развлечений. Там много прекрасных, честных людей, искренне желающих нам добра, стремящихся от души помочь нашей стране в трудную пору ее ис тории, и нужно быть благодарным им за добрые чувства и дела. Но не они определяют тонус общественной жизни и тем более — 272
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2