Сибирские Огни № 007 - 1991
ренняя обреченность безыдейного хозяйствования, когда растлева ющая пошлость бездуховного искусства наполняют Божью землю расплясавшимися харями, христиане не могут ни отвернуться от этого зрелища, провозглашая «нейтралитет», ни укрыться за сло весное «мироотвержение» и «непротивление». Напротив, они дол жны найти в себе веру и волю для искреннего творческого христи анского мироприятия и для борьбы за свое поле и за свой посев. Тогда начнется исцеление». Превращение России в колонию транснациональных корпораций имело бы не столько экономическое и политическое, сколько рели гиозное значение. Задавив. последний источник духовности, откуда можно было бы ожидать спасительной для всего мира альтернати вы экономике потребительства, Запад очень быстро пришел бы к осуществлению пророческого предсказания Достоевского в его «Легенде о Великом Инквизиторе», только в более страшном вари анте. Транснациональным корпорациям даже не понадобится наша самая дешевая, но в то же время по современным понятиям и ма локвалифицированная рабочая сила — им выгоднее будет ввезти к нам безработных из развитых капиталистических стран, отправив наших безработных в северные резервации. Мировая финансовая элита, живущая устарелыми представлениями о золоте и власти как высших ценностях, не остановится ни перед какими жестоко стями, чтобы избавиться от «лишнего» населения или низвести его до положения послушных скотов, способных удовлетвориться са мым скромным набором средств существования. Порабощение Рос сии Западом неизбежно вылилось бы в скорое наступление царства Антихриста со всеми вытекающими отсюда последствиями, и уже по одной этой причине долг православного человека — бороться против такого замысла до конца. Можно не сомневаться, что в этой борьбе против темных сил мира мы вовсе не будем одиноки. Хотя у нас и принято говорить «Запад» (в противоположность России): я и сам этим грешу (ради краткости), но на деле Запад далеко не однороден. Мало того, что на Западе проживают миллионы русских эмигрантов, среди кото рых немало патриотов своей прежней Родины, — там еще больше интеллектуально и духовно развитых людей, уповающих на воз рождение России как на условие их собственного и всеобщего спа сения. Еще Р.-М. Рильке писал: «Ничто из того, что идет извне, не пригодится России... У вас же каждый человек — мыслитель, тол кователь и, если хотите, поэт». И дело здесь не просто в сказочной одаренности нашего народа, а именно в его православной русской идее. По словам Рильке, все страны мира граничат между собой, и лишь одна Россия граничит с Небом. Можно привести десятки высказываний видных деятелей культуры Запада (например, не давно умершего швейцарского писателя Ф. Дюрренматта), кото рые в разных выражениях, но одинаково по содержанию говорят нам, русским: «Что же вы делаете, зачем вы стремитесь к подра жанию зашедшей в тупик европейско-американской цивилизации? У вас же есть такое духовное богатство, какого нет больше нигде. Вам надо бы возвратить в жизнь доставшиеся от предков духов ные ценности и поделиться ими с нами, ибо в них — и для нас спасение». В самом деле, преодолеем хотя бы ненадолго гипноз витрин западных супермаркетов — символов изобилия (хотя в условиях нашего нынешнего бедственного положения сделать это не так-то легко) и подумаем о разнице между изобилием материальных благ и счастьем, достоинством человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2