Сибирские Огни № 007 - 1991

ренняя обреченность безыдейного хозяйствования, когда растлева­ ющая пошлость бездуховного искусства наполняют Божью землю расплясавшимися харями, христиане не могут ни отвернуться от этого зрелища, провозглашая «нейтралитет», ни укрыться за сло­ весное «мироотвержение» и «непротивление». Напротив, они дол­ жны найти в себе веру и волю для искреннего творческого христи­ анского мироприятия и для борьбы за свое поле и за свой посев. Тогда начнется исцеление». Превращение России в колонию транснациональных корпораций имело бы не столько экономическое и политическое, сколько рели­ гиозное значение. Задавив. последний источник духовности, откуда можно было бы ожидать спасительной для всего мира альтернати­ вы экономике потребительства, Запад очень быстро пришел бы к осуществлению пророческого предсказания Достоевского в его «Легенде о Великом Инквизиторе», только в более страшном вари­ анте. Транснациональным корпорациям даже не понадобится наша самая дешевая, но в то же время по современным понятиям и ма­ локвалифицированная рабочая сила — им выгоднее будет ввезти к нам безработных из развитых капиталистических стран, отправив наших безработных в северные резервации. Мировая финансовая элита, живущая устарелыми представлениями о золоте и власти как высших ценностях, не остановится ни перед какими жестоко­ стями, чтобы избавиться от «лишнего» населения или низвести его до положения послушных скотов, способных удовлетвориться са­ мым скромным набором средств существования. Порабощение Рос­ сии Западом неизбежно вылилось бы в скорое наступление царства Антихриста со всеми вытекающими отсюда последствиями, и уже по одной этой причине долг православного человека — бороться против такого замысла до конца. Можно не сомневаться, что в этой борьбе против темных сил мира мы вовсе не будем одиноки. Хотя у нас и принято говорить «Запад» (в противоположность России): я и сам этим грешу (ради краткости), но на деле Запад далеко не однороден. Мало того, что на Западе проживают миллионы русских эмигрантов, среди кото­ рых немало патриотов своей прежней Родины, — там еще больше интеллектуально и духовно развитых людей, уповающих на воз­ рождение России как на условие их собственного и всеобщего спа­ сения. Еще Р.-М. Рильке писал: «Ничто из того, что идет извне, не пригодится России... У вас же каждый человек — мыслитель, тол­ кователь и, если хотите, поэт». И дело здесь не просто в сказочной одаренности нашего народа, а именно в его православной русской идее. По словам Рильке, все страны мира граничат между собой, и лишь одна Россия граничит с Небом. Можно привести десятки высказываний видных деятелей культуры Запада (например, не­ давно умершего швейцарского писателя Ф. Дюрренматта), кото­ рые в разных выражениях, но одинаково по содержанию говорят нам, русским: «Что же вы делаете, зачем вы стремитесь к подра­ жанию зашедшей в тупик европейско-американской цивилизации? У вас же есть такое духовное богатство, какого нет больше нигде. Вам надо бы возвратить в жизнь доставшиеся от предков духов­ ные ценности и поделиться ими с нами, ибо в них — и для нас спасение». В самом деле, преодолеем хотя бы ненадолго гипноз витрин западных супермаркетов — символов изобилия (хотя в условиях нашего нынешнего бедственного положения сделать это не так-то легко) и подумаем о разнице между изобилием материальных благ и счастьем, достоинством человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2