Сибирские Огни № 007 - 1991
ления обосновываются ссылками на Священное Писание. Здесь давно должны были бы сказать свое веское слово богословы. Не будучи специалистом в этой области, не знаю, справились ли они с этой насущнейшей задачей. Мне лично очень по душе то, что писал по этому вопросу И. А. Ильин. В своей работе «Основы христианской культуры» (Мюнхен, 1990, с. 27—35) И. А. Ильин показал несостоятельность примитив ного понимания христианства как только отречения от мира. «Что остается делать в мире такому христианину (отвергающе му мир. — М. А.)? Какую он может творить культуру? За что ему бороться в «этом мире», что отстаивать? У такого христианина нет родины на земле, ибо она у него в небесах. Какая может быть у такого отшельника забота о правознании, о правопорядке, о суде и справедливости? Какая печаль столпнику от того, что гибнет хо зяйство, что горят музеи? Тогда оказывается, что земная жизнь дана человеку не для того, чтобы он в ней жил и творил, славя Бога своею жизнью и своим творчеством (идея христианской куль туры), а для того, чтобы он не принимал ее и учился медленному самоумерщвлению; истинный христианин не имеет на земле твор ческого призвания и творческой цели». Но такой взгляд неправи лен. Византийские богословы (Г. Палама) и русские мыслители, например, П. А. Флоренский, именно в творчестве видели признак богоподобия человека (тоже как бы творение мира из ничего). Ильин также продолжает: «...Христос принял мир и воплотился не для того, чтобы научить нас отвергать мир, понося и презирая соз дание Божие; но для того, чтобы дать нам возможность и указать нам путь верного христианского мироприятия... чтобы научить нас жить на земле в лучах Царствия Божия. Мы не выше Христа, а Христос принял земную жизнь и вернул ее в благодатном сия нии. И тот, кто принимает мир, тот включает в свой жизненный путь творческое делание в этом мире, т. е. совершенствование в ду хе — и себя самого, и ближних, и вещей, а в этом и состоит по существу христианская культура... В первые века нередко думали, что надо принять Христа и от вергнуть мир. Цивилизованное человечество наших дней принимает мир и отвергает Христа. А в Средние века Запад выдвинул еще иной соблазн: сохранить имя Христа и приспособить искаженный иудаизмом дух Его учения к лукаво-изворотливому и властолюби вому приятию не преображаемого мира. Верный же исход в том, чтобы принять мир вследствие приня тия Христа и на этом построить христианскую культуру... Это и есть идея православного христианства... Русское Православие не мыслит мира внехристианским или «светским». Напротив, — христианское просвещение и просветление мира является его прямым заданием. Ему «есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле», и притом потому, что оно имеет в этом мире высокую и священную миссию... Евангелие... учит не бегству от мира, а христианизации его... И вот — наука, искусство, государство и хозяйство суть как бы те духовные руки, которыми человечество берет мир. И задача хри стианства не в том, чтобы изуверски отсечь эти руки, а в том, что бы пронизать их труд изнутри живым духом, воспринятым от Христа. Христианство имеет в мире свое великое волевое задание, которого многие не постигают. Это задание может быть обозначе но, как создание христианской культуры. Ныне же, когда вредоносное явление безбожной науки, когда страшная сила религиозно-бессмысленного государства, когда внут-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2