Сибирские Огни № 007 - 1991
ное на магнитофонную кассету, проникло в страну, оказалось там переписанным в миллионах копий,— и в один прекрасный момент власть шаха была попросту сметена волной народного возмущения. Почему такого же слова «правды без лжи» не оказалось у наших патриотов? Потому что наш патриотизм еще ненастоящий, незрелый. Это — русский патриотизм без православия (даже и у большинства тех русских патриотов, которые считают себя православными), а он может вылиться либо в национализм, либо в подражание оппонен там, только с обратным знаком. Ведь давно замечено: кто долго борется с противником, тот и сам через какое-то время приобретает его черты. Русскость без православия превращается в разновид ность антихристиантства. Русский, который, скажем, борется про тив засилья «инородцев», ибо, если их изгнать, ему достанется больший кусок пирога, — это не патриот, а эгоист, и ему самому гораздо больше подходит какая-нибудь эгоистическая вера (напри мер, протестантизм или иудаизм), чем православие. Все наше по слеоктябрьское развитие было безблагодатным, и если мы по- прежнему будем видеть лишь материальные причины своих не удач и уповать только на земные средства улучшения народной жизни, мы останемся на путях того же безблагодатного толчения воды в ступе. Если в ближайшем будущем сохранится сегодняшняя расста новка сил и нынешняя ориентировка патриотического движения, то оно, а следовательно и Россия, обречены. За «включение в ми ровую цивилизацию» стоят могущественные силы и вне, и внутри страны: транснациональные корпорации и политические лидеры Запада, советские мафии и коррумпированные государственные де ятели и функционеры, деятели «демократических» движений и до верчивые наши сограждане, полагающие, что с «переходом к рын ку» у нас установится такой же жизненный уровень, как в США (хотя несравненно больше шансов нам сравняться с Бангладеш). Я не принадлежу к числу тех, кто требует привлечения КПСС к ответственности, возлагая на нее вину за плачевные итоги семи десятилетнего нашего пути (хотя и вышел из партии — по религи озным соображениям). Вопреки общепринятой точке зрения вы сказываю свое твердое убеждение в том, что власть в нашей стра не никогда не принадлежала партии — это может подтвердить, если задумается над вопросом о власти и о своей причастности к ней, едва ли не каждый рядовой коммунист (здесь имел место та кой же «оптический обман», как при утверждении, будто власть после Октября 1917 года перешла в руки рабочих и крестьян). Не принадлежала она и партийному аппарату — любой секретарь об кома (крайкома) партии может рассказать, сколько кабинетов ру ководителей ведомств в Москве приходилось ему обойти, прежде чем удавалось (а чаще не удавалось) решить какой-нибудь важ ный для области вопрос. Аппарат, конечно, пользовался известны ми привилегиями — тем большими, чем выше должность, — но он все же не был властью, а, как и всякий аппарат, лишь проводни ком указаний власти. Нынешние нападки демократов (по большей части вчерашних аппаратчиков или партийных идеологов) на пар тию, на партийный аппарат, армию, КГБ, правоохранительные ор ганы, содержа частичную правду, в то же время преследуют во многом корыстные цели. Речь идет не о стремлении заменить яко бы антинародную власть народной, а о переделе благ, о том, что бы к общественному пирогу получили открытый доступ еще не удовлетворившие свои аппетиты новые отряды хищников и пара
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2