Сибирские Огни № 007 - 1991

может быть, и более правильна? Такой человек на деле равноду­ шен к своей вере или же предает ее. Но из этого вовсе не вытекает неизбежность увековечения ре­ лигиозной розни. Сам же Г. Померанец замечает: «...суть не в том, чтобы воцерковиться, а в том, чтобы освободиться от ненависти». Достаточно православным, католикам, иудаистам, мусульманам и т. п. принять тезис о недопустимости ненависти и насилия, и рели­ гиозные различия потеряют свою остроту. Но для этого многим религиям придется отказаться от высокомерного отношения к дру­ гим. Например, католикам надо будет перестать смотреть на пра­ вославных как на ненавистных «схизматиков» (раскольников). Л, скажем, иудаистам (независимо от их национальности) потребует­ ся перестать считать себя богоизбранным народом, призванным к мировому господству в материальном понимании, людей же других вероисповеданий — как людей второго сорта. Для православных есть один богоизбранный народ — православные христиане, народ, образуемый людьми всех национальностей, и истинно верующих в Господа нашего Иисуса Христа и жаждущих не земного владыче­ ства, а Царства Небесного. И православию не надо в этом смысле меняться ни в чем: оно и сейчас — религия любви и ненасилия Понимание православия как единственно верного миро- и жиз­ непонимания вовсе не порождает неприятия культурных и духов­ ных ценностей других вероисповеданий и народов. Православный человек может лишь сожалеть о том, что люди других вероиспове­ даний не дошли до истинной религии, может, уважая их чувства, любя их как людей — образ Божий, только молиться о том, чтобы Бог послал им разумение для правильного понимания высших во­ просов человеческого бытия. История так сложилась, что целые народы не поднялись еще до истины, и, возможно, в этом никакой их вины нет, таков Промысел Божий, ио времени нам непонят­ ный, тайна эта раскроется лишь на Страшном Суде. Православ­ ный — наследник всего высокого и прекрасного. Как писал И. А. Ильин, «свет христианства освещает нам не только жизнь христи­ анских народов, но и жизнь нехристианских народов, как за время, истекшее после Рождества Христова, так и за время ему предше­ ствующее. Именно поэтому все чистое, глубокое, благородное и художественное, что когда-нибудь появилось на земле или дошло до нас, испытывается нами, христианами, как близкое, родственное нам по духу, как подлинно великое и драгоценное, незримо наве­ янное силой веруемого нами Господа, еще не открывшегося чело­ веческому сознанию, но таинственно вдохновлявшего человеческие сердца. Так мы созерцаем и ценим Конфуция, Лаотзе и Будду, Зороастра и Аменхотепа IV, Гераклита, Сократа и Платона, Мар­ ка Аврелия и Сенеку, псалмы Давида, египетское и греческое ис­ кусство, царствование Александра Македонского и императора Ад­ риана, жертвенный патриотизм инки и японца. И всюду, где чело­ век живет в творческой любви или отдает жизнь свою за других, или молится Богу «неизреченными воздыханиями», — мы чувству­ ем духом Дух нашего Учителя и видим вселенское братство во Христе» («Основы христианской культуры», с. 36). Замечательно сказано, только здесь, видимо, нужно было бы добавить, что, вы­ соко оценивая все гениальное, созданное людьми других вероиспо­ веданий, мы не можем принять (для себя) ничего, противоречаще­ го учению Христа (признавая за ними безусловное право покло­ няться своим святыням или идолам). Но для того, чтобы выявить, что для нас приемлемо, а что нет, необходима самостоятельная работа мысли. Тем отчасти и страшит наших осторожных и лени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2