Сибирские Огни № 007 - 1991
может быть, и более правильна? Такой человек на деле равноду шен к своей вере или же предает ее. Но из этого вовсе не вытекает неизбежность увековечения ре лигиозной розни. Сам же Г. Померанец замечает: «...суть не в том, чтобы воцерковиться, а в том, чтобы освободиться от ненависти». Достаточно православным, католикам, иудаистам, мусульманам и т. п. принять тезис о недопустимости ненависти и насилия, и рели гиозные различия потеряют свою остроту. Но для этого многим религиям придется отказаться от высокомерного отношения к дру гим. Например, католикам надо будет перестать смотреть на пра вославных как на ненавистных «схизматиков» (раскольников). Л, скажем, иудаистам (независимо от их национальности) потребует ся перестать считать себя богоизбранным народом, призванным к мировому господству в материальном понимании, людей же других вероисповеданий — как людей второго сорта. Для православных есть один богоизбранный народ — православные христиане, народ, образуемый людьми всех национальностей, и истинно верующих в Господа нашего Иисуса Христа и жаждущих не земного владыче ства, а Царства Небесного. И православию не надо в этом смысле меняться ни в чем: оно и сейчас — религия любви и ненасилия Понимание православия как единственно верного миро- и жиз непонимания вовсе не порождает неприятия культурных и духов ных ценностей других вероисповеданий и народов. Православный человек может лишь сожалеть о том, что люди других вероиспове даний не дошли до истинной религии, может, уважая их чувства, любя их как людей — образ Божий, только молиться о том, чтобы Бог послал им разумение для правильного понимания высших во просов человеческого бытия. История так сложилась, что целые народы не поднялись еще до истины, и, возможно, в этом никакой их вины нет, таков Промысел Божий, ио времени нам непонят ный, тайна эта раскроется лишь на Страшном Суде. Православ ный — наследник всего высокого и прекрасного. Как писал И. А. Ильин, «свет христианства освещает нам не только жизнь христи анских народов, но и жизнь нехристианских народов, как за время, истекшее после Рождества Христова, так и за время ему предше ствующее. Именно поэтому все чистое, глубокое, благородное и художественное, что когда-нибудь появилось на земле или дошло до нас, испытывается нами, христианами, как близкое, родственное нам по духу, как подлинно великое и драгоценное, незримо наве янное силой веруемого нами Господа, еще не открывшегося чело веческому сознанию, но таинственно вдохновлявшего человеческие сердца. Так мы созерцаем и ценим Конфуция, Лаотзе и Будду, Зороастра и Аменхотепа IV, Гераклита, Сократа и Платона, Мар ка Аврелия и Сенеку, псалмы Давида, египетское и греческое ис кусство, царствование Александра Македонского и императора Ад риана, жертвенный патриотизм инки и японца. И всюду, где чело век живет в творческой любви или отдает жизнь свою за других, или молится Богу «неизреченными воздыханиями», — мы чувству ем духом Дух нашего Учителя и видим вселенское братство во Христе» («Основы христианской культуры», с. 36). Замечательно сказано, только здесь, видимо, нужно было бы добавить, что, вы соко оценивая все гениальное, созданное людьми других вероиспо веданий, мы не можем принять (для себя) ничего, противоречаще го учению Христа (признавая за ними безусловное право покло няться своим святыням или идолам). Но для того, чтобы выявить, что для нас приемлемо, а что нет, необходима самостоятельная работа мысли. Тем отчасти и страшит наших осторожных и лени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2